Размер шрифта
A
A
A
Цвет сайта
A
A
A
A
A
Изображения
Интервал между буквами
АБВ
АБВ
АБВ
Интервал между строчками
Нормальный
Увеличенный

Форма поиска

28 июля 2025

Предложены проекты изменения образовательной модели МИФИ

Всю предыдущую неделю несколько десятков ведущих сотрудников МИФИ при поддержке консалтинговой компании CUSTIS работали над предложениями по изменению образовательной политики и образовательной модели МИФИ. Было сформировано несколько рабочих групп, отвечающих за работу со школьниками, базовое высшее образование, аспирантуру и магистратуру+ДПО. В минувшую пятницу представители рабочих групп выступили с презентациями, в которых содержались итоговые предложения.

 

 

Школьная корпорация

Результаты работы группы, отвечающей за работу со школьниками, презентовал заместитель ответственного секретаря Приемной комиссии МИФИ Алексей Егоров. В ходе работы группы родилась блестящая и амбициозная идея создания так называемой «Школьной корпорации МИФИ». Суть проблемы, которую должен решить данный проект, заключается в том, что если МИФИ хочет сохранить и усилить свою позицию одного из лучших технических университетов России и мира, он должен привлекать все больше талантливых абитуриентов, а это будет все труднее вследствие демографического спада. Сегодня, по данным авторов презентации, существующая система работы со школьниками – университетские лицеи, олимпиады, курсы – позволяет привлечь ежегодно около 500 талантливых абитуриентов, что в 5 раз больше, чем 10 лет назад. Однако, в будущем число поступающих в МИФИ талантов надо будет увеличить как минимум до 3000, и этого вряд ли удастся добиться механическим увеличением числа олимпиад и курсов. Выход заключается в создании системы онлайн-образования (наподобие онлайн-школы «Фоксфорд»), в который бы единовременно учились около 100 тысяч детей и подростков, в которой бы работало порядка 900 учителей и годовая выручка которой составляла бы около 10 млрд рублей в год. Внутри этой образовательной корпорации МИФИ должен развивать элитную часть – систему работы с наиболее талантливыми школьниками, которых будут готовить к поступлению в университет. Важно, что работа с талантами, по мнению авторов доклада, должна базироваться не на учебных предметах, а на «доменах», что означает: МИФИ учит не физике, а готовит покорителей космоса, МИФИ учит не информатике, а готовит укротителей искусственного интеллекта.

 

 

Выпускники станут дирижерами

В презентации рабочей группы, отвечающей за базовое высшее образование, которую представлял начальник учебного отдела кафедры конструирования приборов и установок Игорь Юдин, прежде всего отмечалось: университет должен стремиться к тому, чтобы его выпускники были «дирижерами» научных и научно-технологических проектов, умеющими собирать команды и компетентно ими управлять. Для этого МИФИ нужны особые абитуриенты, у которых кроме таланта, эрудиции и кругозора есть и специфические качества – отсутствует синдром отличника, нет склонности к одиночеству и есть опыт командной работы.

Подготовка такого выпускника должна быть организована так, чтобы студент не боялся совершать ошибки, умел решать нестандартные задачи, запускать проекты и даже получал опыт научного руководства – для этого должна быть выстроена «лестница», когда аспиранты руководят старшекурсниками, а старшекурсники- студентами младших курсов. Соответственно, в университете должна быть такая система оценки деятельности студентов, которая бы не наказывала их за ошибки, и при этом поощряла выходит за всяческие рамки.

В основе образовательного процесса должен лежать командный междисциплинарный проект. С каждым следующим курсом все меньше времени студента будет занимать академическая учеба и все больше – проектная работа, со все большей долей реальных задач; на 6 году обучения речь пойдет исключительно о проектной работе. И конечно, чтобы междисциплинарный проекты могли реализоваться, для них должны быть выделены время в расписании, соответствующая инфраструктура и даже помощь в виде продвижения и пиара.

Задачей преподавателей в идеальной образовательной модели должно быть формирование целостного образовательного результата, а не просто «прочитать курс». А кроме преподавателей должны быть наставники, обладающие навыками междисциплинарной работы и контролирующие групповую динамику.

 

 

Звезды учатся у звезд

Итоговый доклад об аспирантуре представлял заместитель директора Института ядерной физики и технологий Георгий Тихомиров. Какова задача аспирантуры в новой системе образования? По мнению авторов доклада, выпускник аспирантуры должен выполнять одну из пяти функций:

  • исследователя мирового уровня;
  • преподавателя;
  • разработчика сложных инженерных систем;
  • аналитика технологических трендов;
  • технологического предпринимателя.

В аспирантуре должен действовать принцип «звезды учатся у звезд»: лучшие преподаватели учат лучших аспирантов – и учатся у них. Аспиранты-«звезды» должны участвовать в научных группах топ-уровня, что предполагает регулярные научные публикации, доклады на конференциях и командировки в зарубежные научные центры. Предлагается процедура аттестации таких научных групп, а критериями при аттестации будут процент аспирантов, защитивших диссертации, сохранность контингента аспирантов, суммарный доход от НИОКР. Авторы презентации мечтают о создании таких институций как акселератор научных групп и внутренние гранты для них. Еще одна мечта: создание Службы поддержки аспирантов, располагающей фондами для поездок на конференции, а также помогающей с публикациями и защитой. В качестве административной поддержки процесса защиты диссертаций предлагается создание службы одного окна для подготовки документов.

К аспиранту предъявляются серьезные требования – это и получение научных результатов, обладающих новизной, и руководство студентами: на 1 курсе аспирантуры от аспиранта ждут руководства бакалаврами, а на втором – руководство магистрами.

Особенно интересной идеей рабочей группы стал тезис о формировании особой культуры аспирантской жизни, элементами которой, должны, кроме прочего, стать взаимодействующее внутри себя сообщество аспирантов МИФИ, наличие у аспирантского сообщества собственного пространства, в также проведение школ, конференций и семинаров прицельно для аспирантов.

 

Клуб технических директоров

Последняя, четвертая, группа отвечала за предложения в сфере магистратуры (в новой, постболонской системе образования), результаты ее работы представлял заместитель директора ИЯФиТ Максим Делов.

Доклад исходил из того, что в ближайшем будущем появится целый ряд разных видов магистратуры (специализированного высшего образования): исследовательская магистратура со сквозным треком «магистратура — аспирантура», однолетняя производственная магистратура, корпоративная магистратура.

Отдельное внимание в презентации уделялось магистратуре MR&DA (Master of Research and Development Administration – магистров по управлению исследованиями и разработками), куда принимаются абитуриенты с большим опытом участия в научных проектах, и выпускники которой, входя в закрытый клуб СТО (Chief Technology Officer - главных технических директоров), способны создавать продукты на основе технологий будущего и узнаваемы на уровне правительства, министерств, госкорпораций и лидеров технологического развития. Предполагается, что руководство программой такой магистратурой будет осуществляться не только на уровне университета, но и на уровне правительства, и будет введена особая должность технического директора программы.

Единый трек магистратуры-аспирантуры, неким прообразом которого мог бы служить существовавший ранее в МИФИ специальный факультет физики, должен готовить будущих профессоров МИФИ и основателей научных школ. Предполагается, что данный тип аспирантуры будет работать в тесном взаимодействии с эндаументом и проектом кадрового резерва МИФИ.

 

 

 

Все предложения рабочих групп будут дорабатываться силами компании–консультанта CUSTIS, и в конце августа они будут представлены руководству университета как проекты возможны будущих решений.

 

 

Ошибка в тексте: