Частые способы обмана через цифровые сервисы, мессенджеры и приложения.
Злоумышленники звонят обучающимся и просят зайти в личный кабинет студента, чтобы подтвердить персональные данные и обновить оценки в системе. Мошенники представляются работниками учебной части и аргументируют просьбу тем, что «это необходимо для закрытия данных по семестру». Для входа в учётную запись аферисты просят ввести пароль от Госуслуг.
Злоумышленники рассылают по электронной почте или в мессенджеры фиктивные платёжки за жилищно-коммунальные услуги.
Преступники с помощью искусственного интеллекта генерируют голосовые обращения владельцев аккаунта и вымогают деньги у его контактов.
Злоумышленники направляют ссылку на поддельный (фишинговый) сайт, который копирует стилистику официального сайта организации.
Преступники предлагают проголосовать за участников того или иного конкурса, но перед тем, как нажать на кнопку, необходимо ввести данные карты/персональные данные.
Мошенники расклеивают листовки на дверях подъездов многоэтажек. В таких сообщениях идёт речь о получении разовой выплаты в размере от 2 до 14 тыс. рублей. В листовке размещен QR-код на Telegram-канал, где вам предоставляют якобы ссылку банка, через которую проведут выплату.
В предпраздничный период мошенники используют схему с маркетинговыми акциями. В мессенджер направляют сообщение с предложением принять участие в праздничной акции от имени одного из магазинов и выиграть подарок.
Злоумышленники от имени крупных маркетплейсов рассылают в мессенджерах приглашения принять участие в масштабном проекте. Вам обещают розыгрыш более 1000 сертификатов и купонов от топовых международных интернет-магазинов, а также щедрые денежные призы (от 4 до 100 тыс. долларов).
Мошенники добавляют человека в якобы рабочий чат в мессенджерах от имени работодателя. Там уже находятся «коллеги», которые убеждают его совершить нужное действие.
Через такие чаты выманивают коды авторизации от госпорталов и убеждают фиктивно трудоустроиться.
Мошенники в роли покупателей могут похищать данные банковских карт и совершать списание денег под предлогом оплаты покупок в интернете якобы через безопасный платеж на «защищенном сайте».
Злоумышленники связываются с продавцом и выражают желание купить его товар. При этом, когда дело доходит до оплаты, аферисты говорят, что они внесли деньги якобы на безопасный счет в специальной системе с защитой. Человеку для того, чтобы получить деньги, присылают ссылку, которая ведет на фишинговый сайт. Когда он переходит по ссылке и вводит платежные данные, они сразу оказываются в руках мошенников, которые, воспользовавшись ими, опустошают банковский счет.
Мошенники звонят и говорят о смене счетчика или окончании срока действия номера телефона (возможны другие варианты), просят назвать код из СМС, который по факту — код для смены пароля на госуслугах. Получив доступ к ним, мошенники загружают в ваш аккаунт доверенность, якобы выданную вами на некого гражданина, согласно которой он может распоряжаться всеми счетами, картами и совершать иные действия. В документе говорится, что аннулировать его можно только при замене основного счета специалистом Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Далее звонит «специалист», просить зайти Вас на госуслуги и сообщает об этой доверенности. Цель мошенников — выманить у вас деньги.