Хор, президент МИФИ Б. Н. Оныкий и ректор МИФИ М. Н. Стриханов
на сцене Большого зала Московской консерватории
(концерт, посвященный 50-летию хора)
Академический мужской хор МИФИ — один из самых известных любительских коллективов России. В нем поют только мифисты — студенты и выпускники нашего вуза, а музыкальными руководителями традиционно являются выпускники Московской консерватории — талантливые хормейстеры, представители классической русской хоровой школы.
Немного истории
Мужской хор существует в МИФИ уже более 60 лет. Он был создан в 1950-е годы, во времена расцвета студенческой художественной самодетельности, когда в МИФИ и других вузах работало великое множество самых разнообразных и нередко довольно популярных творческих коллективов.
Среди коллективов МИФИ были и факультетские хоры, однако их деятельность не получила особенного развития, и поэтому осенью 1956 года, в рамках подготовки к предстоящему Всемирному фестивалю молодежи и студентов, руководство и профсоюз МИФИ решили возродить институтское хоровое движение на более серьезной основе.
В результате 16 октября 1956 года в старом здании МИФИ на ул. Кирова состоялась первая репетиция мужского хора. Вместе со своей помощницей Раисой Наумовной Барской её провела Эcфирь Моисеевна Рывкина, которая и стала на последующие 30 лет бессменным художественным руководителем хора.
«Эпоха Эсфири Моисеевны Рывкиной, — как написано в книге воспоминаний, выпущенной к 50-летию хора, — это последовательный и порой тернистый путь от выступлений в актовом зале МИФИ ко многим победам на хоровых конкурсах и всесоюзных фестивалях. Это путь от пения под гитару у походного костра к получившим признание студенческим хоровым агитбригадам и хоровым строительным отрядам. И венчает этот путь присуждение в 1977 году Мужскому хору МИФИ — первому из самодеятельных студенческих хоровых коллективов СССР — звания лауреата премии Ленинского комсомола».
В 1987 году художественным руководителем хора становится Надежда Васильевна Малявина — ученица прославленных мастеров русского хорового искусства К. Б. Птицы и В. Г. Соколова.
В этот период, конец 1980-х — начало 1990-х, когда в жизни нашей страны происходили большие перемены и стали открываться новые возможности, хор под энергичным руководством Надежды Васильевны начал свое стремительное движение на пути к новым творческим достижениям.
В мае 2007 года торжественным концертом в Большом зале Московской консерватории хор отпраздновал свой 50-летний юбилей. Среди многочисленных поздравлений, адресованных юбиляру, со сцены прозвучало поздравление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором он отметил достижения хора и удостоил художественного руководителя награды Русской Православной Церкви — ордена святой равноапостольной Ольги III степени.
А через год, в 2008-м, хор был отмечен и на высшем государственном уровне: указом Президента РФ Н.В. Малявиной было присвоено звание заслуженной артистки России.
Репертуар
Сегодняшний репертуар Мужского хора МИФИ охватывает практически все жанры хоровой музыки: русская и западная классика, народные песни, военно-патриотические песни советского периода, произведения современных композиторов.
Неотъемлемой частью практически всех концертных программ являются русские православные песнопения, а также шедевры западноевропейской духовной музыки.
Основная часть концертного репертуара хора записана на компакт-диски и DVD.
Достижения
Исполнительский уровень и творческий потенциал коллектива физиков-хористов позволил ему в советские времена стать лауреатом премии Ленинского комсомола, а за недавний период победить на международных конкурсах в Риге (Латвия), в Ла-Валетте (Мальта), в Туре (Франция).
Хор МИФИ по праву считается лучшим и в своей стране — как победитель конкурса мужских хоров России (Калуга, 2003 г.).
Еще одним достижением за последние десять лет можно считать признание хора в среде музыкантов-профессионалов. Совместно с ведущими российскими оркестрами Мужской хор МИФИ участвовал в исполнении таких монументальных произведений мировой вокально-симфонической классики, как:
- Торжественная увертюра «1812 год» Чайковского (в редакции с мужским хором)
- Рапсодия для альта Брамса;
- кантата Римского-Корсакова «Стих об Алексии, Божьем человеке»;
- оратория Шумана «Рай и Пери»;
- оратория Франка «Заповеди блаженства»;
- Фантазия Бетховена для фортепьяно, хора и оркестра;
- «Патетическая оратория» Свиридова;
- Девятая симфония Бетховена;
- «Фауст-симфония» Листа.
После блистательной победы на Мальте в 1993 году (первое место и Гран-при) хор стал постоянно получать приглашения из многих стран Европы. Гастрольные маршруты хора пролегли по городам Германии, Великобритании, Италии, Австрии.
Не меньшим успехом пользуются у хористов и путешествия по городам России и ближнего зарубежья. Среди поездок последнего времени особенно хотелось бы отметить посещение Курска (где хор выступал, в частности, на Курской АЭС), хоровой фестиваль в Нижнем Новгороде, фестиваль «Славянский венок» в Таллине, гастроли в Севастополе.
Мужской хор МИФИ регулярно приглашают для участия в различных мероприятиях, среди которых особое место занимают выступления, связанные с духовной жизнью в России. Хор участвовал в выдающихся событиях современной истории Русской Православной Церкви: 2000-летии Рождества Христова, юбилейном Архиерейском соборе, Великом освящении храма Христа Спасителя, торжествах, посвященных юбилейным датам почившего Патриарха Алексия II.
Кроме прочего, хотелось бы отметить и особую «международную миссию» хора — состоявшееся в сентябре 2006 года выступление на открытии 50-й юбилейной сессии Генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии, где, как сообщалось в новостном сюжете Первого канала, хор российских физиков имел «ядерный успех» у представителей ядерных держав. И это было не первое выступление Хора в стенах агентства. Гармоничные голоса поющих физиков - Мужской хор Московского инженерно-физического института (МИФИ) - открыли в Вене Генеральную конференцию МАГАТЭ и в сентябре 2003 года.
Подобный «ядерный успех» неизменно сопутствует хору не только в МАГАТЭ (где он выступил в общей сложности три раза за последние несколько лет), но и на всяком концерте, будь он для зарубежных ценителей русской культуры или же для благодарных российских слушателей.