Размер шрифта
A
A
A
Цвет сайта
A
A
A
A
A
Изображения
Интервал между буквами
АБВ
АБВ
АБВ
Интервал между строчками
Нормальный
Увеличенный

Форма поиска

22 июля 2025

Анастасия Симова: «Чтение фантастики формирует новый взгляд на мир»

В новом учебного году в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» вводится новый элективный курс «Физика и инженерная мысль в произведениях отечественной научной фантастики». О содержании курса, и о том, зачем в современном мире нужно читать фантастику – в особенности инженерам и физикам – мы беседуем с автором курса, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории НИЯУ МИФИ Анастасией Симовой.

Ранее интервью было опубликовано на научно-популярном портале "Стимул".

 

От книг к фильмам и играм

 

– Анастасия, Вы-то сами любите фантастику?

– Обожаю! Я вообще выросла на фантастике. И, в общем-то, это одна из причин, почему я придумала такой электив. Для меня это тема важная и, можно сказать, достаточно личная, потому что я родилась в семье инженеров, моя мама – доктор технических наук, и в моей семье научная фантастика всегда стояла на полках, всегда поощрялось ее чтение. Поэтому: Беляев и Стругацкие – это с детства. Зарубежная фантастика тоже, но отечественная фантастика мне всегда была ближе. Возможно, потому, что я читала ещё подростком, и для меня зарубежная фантастика была немножко сложновата. Азимова было читать сложнее, а вот Стругацкие очень хорошо пошли, и я их долгое время даже перечитывала. Поэтому для меня электив – это такое любимое дитя, которое хочется выпустить в жизнь, поделиться, посмотреть, как на это отреагируют ребята. Тем более, что я вижу: фантастика им на самом деле интересна.

– Современные студенты ее читают?

– Да, но у меня сложилось впечатление, что отечественную фантастику они знают хуже, чем зарубежную. Азимова читают очень много, он, пожалуй, на первом месте. Брэдбери, может быть. Нила Геймана наверняка читают.

– Для студентов каких образовательных программ будет Ваш курс?

– Для всех программ, для первого и второго курса. Мне сейчас хочется посмотреть, кто вообще запишется, какая придет аудитория, потому что во многом от этого будет зависеть, какие конкретно произведения и проблемы я буду брать. Студенты изучающие кибернетические системы, лазерные технологии, ядерную физику – это совершенно разные люди, они по-разному воспринимают материал, особенно социогуманитарный, их интересуют разные проблемы, они ищут разные ответы, и это очень хорошо заметно, когда с ними работаешь на занятиях. Во многом я буду подстраиваться под аудиторию. Потому что, было бы странно, если бы я читала исключительно то, что интересно лично мне. Хотелось бы, чтобы интерес был взаимным, чтобы было сотворчество!

Практика показывает, что классические лекции, где выходит лектор и просто полтора часа читает лекцию, современным поколением воспринимаются очень плохо. Нужно включать диалог, взаимодействовать, использовать какой-то визуальный ряд. Научная фантастика как раз даёт очень богатую почву для визуализации, возможно, привлечения материала, связанного с кинофильмами, ведь были же прекрасные советские фильмы, построенные на научно-фантастических сюжетах!

– Например?

–  Ну, например, есть замечательный фильм Павла Клушанцева «Планета бурь» по повести Александра Казанцева. Там рассказывается про экспедицию на Венеру, это знаменитый фильм, который, к сожалению, в Советском Союзе не был востребован, но зато был куплен в 28 странах мира, и Стэнли Кубрик использовал его в своей знаменитой «Космической одиссее», и Джордж Лукас заимствовал из него очень многие приёмы. Ребята про это не знают, так же, как, скажем, и про многие фильмы довоенного периода, «Аэлита» им вообще, скорее всего, неизвестна. Конечно, никто не заставляет их смотреть целиком эти фильмы, наверное, это будет тяжело для восприятия, но можно показывать отдельные отрывки, и может быть, я попробую, говорить про то, как соотносятся эти фильмы с сюжетами литературных произведений. Мне кажется, это было бы довольно интересно. И, конечно, здесь богатая почва для того, чтобы поговорить о том, как сюжеты научно-фантастических произведений повлияли на индустрию компьютерных игр. Опять же, никто не будет требовать сидеть и играть в эти игры, но важно, чтобы ребята понимали, как пересекаются эти вещи и насколько тесно они друг с другом взаимодействуют.

 

Анастасия Симова

 

 

Фантастика – дело государственное

 

– Как можно обосновать, зачем будущим инженерам и физикам знать фантастику?

– Здесь очень много ответов, и, наверное, самый «практикоориентированный» ответ заключается в том, что знание фантастики может быть использовано ими в будущей профессиональной деятельности. Ведь в таких крупных компаниях, как Microsoft, Google, Apple и X-Prize Foundation, которые разрабатывают инновационные технологии будущего, есть в штате визионеры-футуристы, которые занимаются как раз прогнозированием того, как могут в реальности выглядеть те или иные инновации, какую реакцию они могут вызвать в обществе, вообще прогнозируют их дальнейшую судьбу в современном мире. Американским фантастом Брюсом Стерлингом было предложено понятие так называемого «дизайн фикшна», когда некая идея воплощается словесно в виде рассказа или романа, и дальше этот текст «вбрасывается» в общество, чтобы увидеть, как на него реагируют, будет ли эта технология востребована, будут ли это покупать, или, может быть, это испугает людей. На мой взгляд, это очень практичное применение фантастики. В Китае уже сегодня поняли, что одна из причин технологических прорывов – это развитие инновационного мышления, а его можно развить только путем поощрения, создания научно-фантастической школы внутри страны. И сейчас китайская научная фантастика очень хорошо развивается, характерным примером чего служит Лю Цысинь, знаменитый китайский  писатель-фантаст. Был создан Музей научной фантастики в Чэнду, китайских студентов в обязательном порядке просят писать эссе на тему будущего и всячески поощряют их к тому, чтобы они публиковались в фантастических журналах, участвовали в конвентах и так далее.

– Россия отстает от Китая?

И в нашей стране это чрезвычайно востребованная история. Напомню, что в ноябре 2024 года в Москве проходил научно-фантастический международный симпозиум «Создавая будущее», в нем приняло участие в качестве организаторов большое количество крупных игроков инновационного рынка, например, Национальная Медиа Группа, АНО «Креативная экономика» и большое число отечественных писателей в жанре научной фантастики, организаторами также были «Росатом» и Агентство стратегических инициатив, и первые лица государства тоже принимали в нем участие. В этом году, в октябре, симпозиум повторится. Создаётся огромное количество премий, которые поощряют начинающих и не только писателей создавать научно-фантастические рассказы, повести, романы, например, Международная литературная премия в области научной фантастики «История Будущего». Правда, повсеместным требованием становится, чтобы это был образ позитивного будущего, потому что мы знаем, что в прошедшие годы, к сожалению, вышло большое число постапокалиптических романов, дававших однобокую картину – того, что ничего хорошего нас впереди не ждет.

Важно понимать, что это не развлекательный электив, который призван поднять интерес к научной фантастике, а это то, что может повысить ребятам шанс реализоваться в их будущей профессии, особенно, если они будут работать в сфере инноваций. Фантастика развивает мышление, ведь когда мы ее читаем, мы попадаем в непривычные обстоятельства, в непривычную обстановку, вокруг нас существуют необычные вещи, мы во всё это активно вовлекаемся, и это формирует у нас новые нейронные связи, новый взгляд на мир. Именно поэтому хотелось бы, чтобы курс повлиял на желание студентов читать качественную отечественную научную фантастику.

 

Так приложение "Шедеврум" видит иллюстрацию к роману Александра Богданова "Красная звезда"

 

Корни жанра

 

– Давайте поговорим о содержании курса. Каких авторов вы в него включите и почему именно их?

– Авторов получилось довольно много. Я думаю, в процессе работы над лекциями я буду каких-то авторов исключать, но кто обязательно туда войдет? Во-первых, мне хотелось бы, конечно, поговорить о том, что научно-фантастические произведения в нашей стране существовали задолго до привычных нам Жюля Верна и Герберта Уэллса. Уже в конце XVIII века были произведения, которые можно назвать научно-фантастическими. Например, писатель Василий Лёвшин создал «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белёве». Там у него, между прочим, присутствует первый космонавт по имени Нарсим и первый межпланетный корабль. Конечно, в рамках курса хотелось бы остановиться и на XIX веке, поговорить о том, как тогда писатели видели будущее, потому что этот период – время довольно серьезного научно-технического прогресса. Мы знаем, что большое влияние оказало изобретение телеграфа, тут же появились всевозможные измышления на эту тему – а что же будет дальше. Здесь необходимо упомянуть такого серьёзного автора, как Владимир Одоевский. К сожалению, его наиболее интересное фантастическое произведение не было закончено, но, тем не менее, оно доступно, его можно почитать. И называется, ни много ни мало, как «4338 год: Петербургские письма». Оно вышло в 1835 году, и там Одоевский, например, говорит о промышленном освоении Луны, там присутствуют электроходы, телеграф, работы по внедрению в жизнь которого начались буквально накануне, в 1832 году, камеры-обскуры, аэростаты. Хотелось бы поговорить о том, как общество XIX века видело технологическое будущее, насколько правдоподобно, что из прогнозов оправдалось, что не оправдалось.

Ну а кроме Одоевского – это, конечно, Фаддей Булгарин и его «Правдоподобные небылицы, или Странствование по свету в двадцать девятом веке», у него там описаны путешествия во времени, описан высокотехнологичный город Надежин, по чугунным желобам мостовой путешествуют самодвижущиеся повозки, воздушные дилижансы на паровой тяге, все это довольно любопытно.

Конечно, следующий виток и следующий такой цикл моего электива будет касаться начала XX века. Это такой рубеж, когда в России завершается промышленный переворот, в то же самое время это влияние Серебряного века, поэтому научно-фантастические произведения носят очень специфический характер, одновременно можно проследить и влияние социалистических идей на фантастику. Например, Александр Александрович Богданов – он известен как основатель Института переливания крови, в какой-то момент он сподвижник Ленина, потом Ленин его очень сильно критиковал, так вот он автор знаменитого романа «Красная звезда», где у него описано путешествие на Марс, где представлена интересная конструкция космического корабля – «этеронефа», который летит на атомных двигателях - я думаю, что студентам МИФИ будет особенно интересна эта деталь.

– То есть в фантастике в России в космос стали летать с начала ХХ века - задолго до Гагарина и первого спутника!

Интересно, как видели раньше путешествия в космос, как представляли себе невесомость. Оказывается, в конце XIX века Николай Морозов описал состояние невесомости практически на 100% достоверно. До этого были какие-то измышления, кто-то вообще эту невесомость игнорировал. Николай Морозов, сидя в заключении в Шлиссельбургской крепости, писал научно-фантастические произведения и описал достоверно состояние невесомости. Также в начале XX века Борис Красногорский описал солнечный парус. Его герой оснастил космический корабль солнечным парусом – огромным зеркалом из тонких листов металла. Конечно же, невозможно обойтись без произведений Алексея Толстого – «Аэлиты», «Гиперболоид инженера Гарина».

Также интересно посмотреть на крестьянские утопии 1920-х годов, когда в нашей стране велась борьба за то, чтобы свернуть НЭП или, наоборот, продолжить НЭП. Мы себе все время представляем наше будущее, что оно связано с высокотехнологичными городами, но в 20-е годы ХХ века это далеко не всем авторам было очевидно, и многие пытались построить проект вселенной, где не будет высокотехнологических городов, где город, наоборот – зло, а будет конгломерат сельскохозяйственных общин, где тоже будут использоваться высокие технологии. Об этом писал Александр Чаянов, знаменитый экономист, который также известен как писатель - фантаст. В своем «Путешествии моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» он описал метеофоры, которые будут позволять создавать максимально удобные для сельского хозяйства климатические условия.

 

Фантастика – твердая и мягкая

 

– Наконец мы походим к тем авторам, которые всем любителям жанра известны как классики жанра…

На рубеже 20-х и 30-х годов ХХ века был перелом в развитии научной фантастики в нашей стране, потому что в 1934 году создается Союз писателей и возникает вопрос, какое место научная фантастика должна занимать в литературе Советского Союза, для чего она? Может быть, это просто какие-то пустые фантазии и какая-то пустая болтовня? И в 30-е годы формируется фантастика так называемого «ближнего прицела». Здесь обязательно будет уделено внимание творчеству Александра Беляева, причем мне хотелось бы остановиться не только на его известных произведениях, которые, я думаю, многие читали, типа «Головы профессора Доуэля» или «Властелин мира», где описан аппарат, способный влиять на умонастроение людей. Мы поговорим про другие его произведения, где тоже будут рассмотрены научно-фантастические идеи. Например, цикл рассказов об изобретениях профессора Вагнера — чрезвычайно интересная вещь, там рассматриваются парадоксальные идеи, которые были бы, мне кажется, интересны современным молодым инженерам и физикам. Например, как профессор Вагнер меняет силу тяжести, или как он – сейчас прозвучит очень страшно – использует материалы человеческих тел для того, чтобы конструировать двигатели для мельниц. Наконец, у Беляева есть малоизвестный рассказ «Анатомический жених», где он рассматривает влияние ядерной физики на тело человека, это тоже, мне кажется, в рамках нашего университета было бы интересно. Роман «Звезда КЭЦ» – недооцененное произведение Беляева, для написания которой он консультировался с самим Константином Эдуардовичем Циолковским, который тоже был писателем-фантастом. И надо сказать, что Константин Эдуардович использовал научно-фантастические произведения как своего рода научные и инженерные лаборатории, в которых апробировал свои идеи. То, что он не имел права пока что-то опубликовать в научном журнале ввиду недостатка доказательств, он мог себе позволить опубликовать в рамках научно-фантастических произведений, и эти произведения тоже заслуживают большого внимания.

Но самые известные произведения советской фантастики все-таки были написаны в послевоенную эпоху?

–  Да, и в связи с этим мы будем разбирать разницу между так называемой «твердой» фантастикой, которая больше сосредотачивается на научных изобретениях и так называемой гуманитарной фантастикой, для которой физико-инженерная мысль — это скорее антураж, фон для того, чтобы проиллюстрировать какие-то более глобальные философские, социогуманитарные проблемы, связанные с научным прогрессом, с будущим. Обязательно надо будет сказать про Ивана Ефремова с его «Туманностью Андромеды», которая стала большим прорывом, резко изменила облик фантастики советского периода и стала дверью в так называемую социальную фантастику. И дальше - 60-е, 70-е годы, мы поговорим про целую плеяду отечественных фантастов, начиная от Казанцева и заканчивая теми же самими Стругацкими, поговорим о том, для кого писалась эта фантастика, поговорим о том, что фантастика в этот период становится литературой избранных, когда, прежде всего, инженеры и физики интересуются фантастикой, подписываются на журналы, передают друг другу редкие издания, обсуждают проблемы. Здесь, конечно же, и Сергея Снегова надо будет рассмотреть. А если кибернетики придут на мой электив, то для них, вероятно, будет интересно творчество такого фантаста, как Владимир Савченко, который работал в Институте кибернетики в Киеве. У него очень интересный и до сих пор очень перспективный для воплощения намеченных там идей в жизнь роман «Открытие себя» 1967 года.

Я обязательно скажу, что многие писатели-фантасты, особенно в послевоенную эпоху – это не только писатели в чистом виде, но и практикующие инженеры, физики, изобретатели. Получается, что научная фантастика и собственно наука идут в очень тесном переплетении, и во многом история науки в моем курсе будет тоже освещена.

 

Беседовал Константин Фрумкин, пресс-служба МИФИ

 

Слушайте также интервью с Анастасией Симовой на Радио России

Ошибка в тексте: