Сегодня в рамках XXVIII Петербургского международного экономического форума состоялась организованная Минобрнауки России экспертная сессия «Вызовы и возможности в преподавании естественных наук. Как сделать сложное увлекательным?», на которой выступил ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко.
Участники дискуссии обсудили такие непростые вопросы, как популяризация математики и естественных наук, ключевые изменения, которые должны произойти в преподавании физики и других естественно-научных дисциплин, количество бюджетных мест в технических университетах, привлечение лучших абитуриентов на инженерные специальности.
В своем выступлении ректор МИФИ привел интересные цифры. В технические университеты России приходит более 1 200 000 абитуриентов, примерно половина из них поступает на бюджет, около 60 000 – распределяются между ведущими вузами страны. При этом, слой сильных, «топовых» абитуриентов, победителей олимпиад, очень узок и составляет не более 10% от тех, кто оказывается на бюджетных местах. Эти ребята, по словам Владимира Шевченко, по уровню подготовки не уступают своим ровесникам из Китая, США, Европы. И тут мы подходим к вопросу коммуникации. Готова ли образовательная система к взаимодействию с наиболее талантливыми и амбициозными абитуриентами? Можно ли сделать обучение более индивидуализированным?
«В сердцевине образования – акт коммуникации между учителем и учеником, профессором и студентом, человеком, которому есть что сказать и человеком, который готов воспринять сказанное. Все остальное – оболочка, обрамление этого акта. Если коммуникации, сердцевины, содержания нет, то все остальное бессмысленно», – считает ректор.
По мнению Владимира Шевченко, разделение системы образования на «условные зоны» – среднее, высшее, магистратура, аспирантура – будет со временем иметь все меньшее значение. Ведь образовательная траектория специалиста должна быть непрерывной и практически бесшовной. Воспитание инженера стартует примерно с пятого класса, когда ребенок заканчивает играть в «Лего» и начинает интересоваться робототехникой, а заканчивается лет через 20, когда он готов взять на себя ответственность, участвуя в больших проектах как главный инженер или генеральный конструктор. «Это возраст между 35 и 40 годами, когда и Курчатов, и Оппенгеймер, если говорить про историю атомной отрасли, стали руководителями соответствующих проектов», – добавил ректор.
Заинтересовать детей наукой способны школьные учителя. Правда, только те из них, которые искренне любят свои предметы. МИФИ, отметил спикер, немало делает для того, чтобы таких учителей стало больше. Так, например, университет организовал и второй год проводит олимпиаду для школьных учителей физики «Лига лучших», которая помогает поощрить самых заинтересованных, креативных, профессиональных педагогов, вдохновляет их коллег, способствует улучшению качества преподавания физики в школе.
Фото сделано во время прямой трансляции оживленной дискуссии в ВК Минобрнауки РФ
Не менее важно, чтобы современным требованиям отвечало и университетское образование.
«Для современного инженера любой инженерный процесс, будь то проектирование, моделирование, сооружение, эксплуатация, модернизация, утилизация любой системы происходит одновременно в физическом пространстве и в цифровом пространстве. И современный специалист должен хорошо понимать, как устроены связи между ними, где можно сделать численный эксперимент, где, наоборот, ни в коем случае ему доверять нельзя», – отметил Владимир Шевченко.
Ректор МИФИ также подробно остановился на тех проблемах, с которыми может столкнуться молодой специалист на рынке труда. Наука, если это настоящая наука, а не ее имитация, требует от людей, которые находятся на ее фронтире, чрезвычайно много усилий, сложнейшей работы, иногда – полной самоотдачи. Между тем, у технологических компаний зачастую нет «запроса на сложность» и на специалистов, которые разбираются в сложных вещах. По словам ректора, «иногда приходится слышать, что работодателям не нужны суперолимпиадники – у них психологические проблемы с выгоранием, большие запросы, их все хотят «схантить», гораздо удобнее крепкие середнячки, которые будут решать конкретные задачи, стоящие перед компанией».
Такая позиция, уверен Владимир Шевченко, означает, что компания не претендует на глобальное лидерство.
«Для того, чтобы в стране развивались наука и технологии, важно всячески выделять, поддерживать и пропагандировать те компании, которые ставят себе по-настоящему глобальные, по-настоящему амбициозные цели», – сказал ректор.
Он также обратил внимание участников дискуссии на проблему, которая состоит в том, что, хотя лучшие технические университеты действительно каждый год набирают самых талантливых ребят со всей страны, постепенно сокращается количество абитуриентов из небольших городов, сел, деревень. И вовсе не потому, что такие выпускники из маленьких населенных пунктов менее умны или не интересуются физикой и математикой, просто они не могут преодолеть тот уровень сложности, который сегодня от них требуют топовые вузы.
«Человек с талантом в области математики или физики может родиться в любой точке нашей страны. Но талант для того, чтобы развиться, должен получить поддержку», – считает Владимир Шевченко.