3 июня в Москве прошёл XIII ежегодный форум вузов «Будущее высшей школы», организованный рейтинговым агентством RAEX. По уже установившейся традиции в форуме принимали участие ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко и руководитель центра мониторинга и рейтинговых исследований МИФИ Сергей Киреев.
В форуме участвовали ректоры и проректоры ведущих российских вызов, представители Министерства науки и высшего образования РФ, Государственной корпорации «Ростех» и зарубежных посольств.
Дискуссия была посвящена наиболее актуальным вопросам развития российских университетов, таким, как обновление Стратегии развития высшего образования России, переход на суверенную, модель образования, введение регулирования числа платных мест в вузах, соотношение количества выпускников в высшем и среднем профессиональном образовании, роль международных университетских рейтингов. Отдельная сессия была посвящена взаимодействию вузов с медиа.
Ректор МИФИ Владимир Шевченко, размышляя о той части образовательных программ, которая имеет значение для обучения студентов по самым разным специальностям, отметил, что она состоит из трех основных компонентов: базовые предметы, такие как математический анализ, цифровые компетенции и так называемый мягкие навыки, включающие, в том числе, основы экономических знаний.
Что касается цифровых компетенций: овладение цифровыми инструментами, по словам Владимира Шевченко, сопровождается парадоксальным эффектом: увеличивая эффективность интеллектуальной деятельности (например, за счет роста скорости расчетов), оно уменьшает понимание человеком того, что он, собственно, делает. Однако МИФИ ставит своей целью воспроизводство того узкого слоя людей, которые изнутри понимают, как устроены «черные ящики».
При обсуждении использования такого показателя как величина зарплаты выпускников для составления рейтинга вузов, Владимир Шевченко подчеркнул, что по этому параметру, например, нельзя оценивать качество образования в филиалах МИФИ, расположенных в закрытых городах и готовящих специалистов для предприятий оружейного ядерного комплекса.
«Если рейтинг не привязан к отраслевой и региональной специфике, то у меня к нему будут вопросы», - сказа ректор МИФИ.
Владимир Шевченко выразил уверенность, что зарплата выпускника – важный фактор, но он не может быть главным, Моцарт и Пушкин умерли в долгах, студентам нужно строить карьеру так, чтобы их навыки и репутация привлекали работодателей, и чтобы их «слава» как специалистов шла впереди них.
При обсуждении проблемы регулирования количества платных мест в вузах Владимир Шевченко обратил внимание, что существует рынок частных образовательных услуг и если люди готовы платить деньги за обучение хиромантии, астрологии и письму майа, то обязательно найдутся те, кто окажут соответствующие «образовательные услуги». Подробное изложение этой дискуссии читайте в газете "Ведомости".
На сессии, посвященной международным рейтингам университетов, выступил руководитель центра мониторинга и рейтинговых исследований МИФИ Сергей Киреев, который сказал, что университет, который будет ориентироваться на один международный рейтинг, попадет в ловушку, главными ориентирами должны быть не рейтинги, а долгосрочные программы развития университетов.
Отдельно Сергей Киреев подчеркнул, что российские университеты не могут влиять на развитие мировых рейтингов, и тот факт, что в некоторых западных рейтингах позиции российских университетов в последние годы резко ухудшились, не может быть объяснен тем, что в наших вузах ухудшилось качество образование. На фоне этого российским вузам необходимо развивать взаимодействие с университетами из стран БРИКС, в том числе, в части научных исследований и совместных научных публикаций, продолжить ежегодную публикацию общих рейтингов университетов стран БРИКС и использовать возможности университетов для их продвижения в мировом научно-образовательном пространстве м разработать предметные рейтинги университетов стран БРИКС по приоритетным направлениям развития, в частности, по атомной энергетике и др.
Также Сергей Киреев предложил использовать для рейтингования университетов искусственный интеллект и при этом начать создавать предметный рейтинг российских университетов, оценивающий образовательный программы в сфере ИИ. Данный рейтинг может дополнить семейство предметных рейтингов RAEX.