Размер шрифта
A
A
A
Цвет сайта
A
A
A
A
A
Изображения
Интервал между буквами
АБВ
АБВ
АБВ
Интервал между строчками
Нормальный
Увеличенный

Форма поиска

15 мая 2025

Равняемся на лучших: студентка МИФИ Полина Бринза о первой двойке, научной журналистике и встрече с Путиным

Студентка второго курса Института ядерной физики и технологий МИФИ Полина Бринза увлекается научной журналистикой, сотрудничает с газетой «Страна Росатом», ведет свой телеграм-канал «Телега на атомной тяге», тренируется и выступает с Клубом знатоков МИФИ. А еще она – золотая медалистка, участница экспедиции «Ледокол Знаний», выпускница Совета юниоров «Росатома», куратор, староста... Поговорили с Полиной о том, как учиться и отдыхать, многое успевать и пореже унывать.

 

 

– Полина, ты с первого класса была отличницей и активисткой?

– Отличницей я, действительно, была с первого класса. А вот активисткой стала все-таки позже, ближе к старшей школе. Я из Ростова-на-Дону. Город наш совершенно не атомный, но в нем есть информационный центр по атомной энергии – ИЦАЭ. Там проходит много классных мероприятий для детей и взрослых, мне захотелось в этих активностях как-то участвовать, я пришла в ИЦАЭ волонтерить и, видимо благодаря искреннему интересу к ядерной физике, скоро стала участницей экспедиции «Ледокол Знаний 2022».

– А интерес к ядерной физике когда и как возник?

– В 8 классе и, наверное, в знак протеста. У меня не было кризиса переходного возраста, я не конфликтовала с родителями. Но надо же было хоть как-то взбунтоваться? Есть идея: все говорят, что ядерная физика не для девочек, а я докажу, что девочка может стать отличным ядерным физиком. Так из гимназии с художественным уклоном я перешла в физико-математический класс СУНЦ ЮФО – специализированный учебно-научный центр Южного федерального округа.

– Чем запомнилась учеба в СУНЦ?

– У нас было много крутых университетских преподавателей. Например, весь СУНЦ приходил на лекции по комбинаторике, которые читал профессор Южного федерального университета Яков Михайлович Ерусалимский. Преподавали нам не только профессора и доценты, но и аспиранты, и магистранты – люди, которым хотелось не просто натаскать школьников на сдачу ЕГЭ, а передать свои знания и опыт. Да и сами ребята собрались заинтересованные, мечтающие заниматься наукой, других бы в СУНЦ и не взяли. Возникла очень творческая, вдохновляющая атмосфера.

 

 

– Ты занимала пост президента СУНЦ, прекрасно училась, стала золотой медалисткой, наверное, долго раздумывала, куда поступить?

– Вообще не раздумывала. Я постепенно, через информационный центр по атомной энергии, юниорское движение «Росатома», поняла, что ядерная физика увлекла меня всерьез и надолго. Когда я встречаюсь с кем-то, могу провести своеобразный тест: если человек выдержит 15 минут моих рассуждений про радиобиологию, мы с ним точно сойдемся, он меня вытерпит. Это шутка, но не совсем. Мне действительно интересно читать, узнавать, спорить обо всем, что касается атомной энергии. А МИФИ – главный ядерный вуз страны. Поэтому я подала документы именно сюда и только сюда.

– Что в МИФИ порадовало, удивило или разочаровало?

– Казалось бы, в СУНЦ мы учились практически по университетской системе, например, у нас были не уроки, а пары, и все равно оказалось, что учеба в вузе сильно отличается от школьной. У студентов гораздо большая степень свободы, чем у школьников. Но, вместе с тем, больше и ответственности. Это немного сбивает с толку. Мне кажется, все, даже самые закоренелые отличники, поступив в университет, поначалу думают примерно так: «начинается прекрасная студенческая жизнь, буду тусить в общаге, веселиться с друзьями». А потом неожиданно наступает зачетная неделя… И тут уже не до веселья. Ведь, что действительно удивляет и вдохновляет в МИФИ, так это уровень сложности учебы. Первокурсники, которые приходят в МИФИ, как правило, были самыми крутыми в своих классах. Но здесь устанавливается новая иерархия. Иногда приходится смириться с тем, что ты уже не самый главный отличник, начать радоваться четверкам и не сильно расстраиваться из-за троек.

– Так и с тобой было? Или в МИФИ ты осталась отличницей?

– В МИФИ я получила свою первую двойку! Выяснилось, что математика дается мне совсем не так легко, как казалось в школе. В первом семестре у нас по этому предмету был довольно жесткий преподаватель, легендарная личность, гроза первокурсников Евгений Борисович Сандаков. На первой же контрольной, которую он нам дал, почти все студенты получили неудовлетворительные оценки и лишь нескольким счастливчикам Сандаков поставил тройки.   

В общем, если в школе я бы из-за четверок расстроилась, то в университете – радуюсь. В МИФИ я научилась спокойно относиться к оценкам. Они, конечно, показатель уровня знаний, но не абсолютный. И ничего страшного при получении тройки не произойдет, мир не рухнет.

 

 

– В МИФИ действительно непросто учиться, об этом многие говорят, кто с гордостью, кто с грустью. Остается ли время на что-то, кроме учебы?

– Очень большую часть моей жизни занимает научная журналистика. Я с 10 класса занимаюсь популяризацией науки. У меня есть свой телеграм-канал, где пишу о том, что мне в науке кажется интересным. Как журналист работаю в газете «Страна Росатом», как научный редактор и фактчекер – в телеграм-канале о трендах и новостях атомной промышленности «Первый Контур». Возможно, этим мне бы хотелось заниматься и в будущем. Для меня на выбор специальности влияют два главных фактора – возможность максимально использовать собственный потенциал и получать радость от работы. Сегодня мне интересно заниматься наукой, но рассказывать о ней получается лучше. Для меня нет ничего круче, чем иметь возможность прочитать кому-нибудь небольшую лекцию про атомную отрасль.

– Что помогает восстановить силы после работы?

– Клуб знатоков МИФИ. Недавно наша команда вышла в финал Лиги вузов по интеллектуальным играм. Играли все майские праздники! Это удовольствие, радость, интеллектуальный досуг, возможность провести время с товарищами. Каждую пятницу у нас проходят тренировки, это ламповая история, все друг друга знают, у нас свои шутки, локальные мемы. И это очень помогает учиться и жить. Что бы ни случилось, я знаю, что в пятницу состоится тренировка, где мне будет весело и хорошо.

– А читать успеваешь?

– В школе я много читала, сейчас, конечно, читаю гораздо меньше. Очень люблю научную фантастику. Одна из любимейших книг – «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери. Это сборник небольших рассказов, которые читаются легко, но совсем не просты, если говорить о языке, которым они написаны и мыслях, которые вложил в них автор.

 

 

– Арктика – почти другая планета, я была там с путешественником Дмитрием Шпаро, мне запомнились пейзажи неземной, прямо-таки марсианской красоты, а тебя что удивило во время экспедиции на атомном ледоколе?

– Очень необычным было полное отсутствие связи с внешним миром в течение всех девяти дней экспедиции. Я пользовалась телефоном только как часами. Никаких соцсетей, интернета, новостей, видосов! Но мозг подростка пластичен. В 16-17 лет от телефона легко отвыкнуть. Правда, привыкнуть потом тоже проще простого.

И, конечно, приятно удивила очень насыщенная программа – лекции, тусовки, мастер-классы, проекты, командная работа. На ледоколе был предусмотрен тихий час. Мы сначала недоумевали, зачем он нужен. Жалко же тратить время на сон, когда ты на атомном ледоколе пришел на Северный полюс в компании ученых и журналистов! На самом деле, мы все так уставали, что засыпали, едва коснувшись подушки.

 

 

– Как участница экспедиции в марте этого годы ты в Штабе морских операций в Мурманске встречалась с Владимиром Путиным. Сильно волновалась? 

– Еще бы! В зале собрались не только участники ледокольных экспедиций разных лет – школьники из маленьких атомных городов, учащиеся физико-математических и гуманитарных лицеев, но и целая толпа журналистов. Нервничали все. Самое страшное – 5 минут перед началом встречи, когда стоишь, выпрямив спинку, ждешь, что вот-вот войдет президент России. По протоколу, на встречу отводилось 7 минут, но Владимир Владимирович проговорил с нами почти полчаса, это было очень здорово.

– Удалось задать вопрос президенту?

– К счастью, мне не предложили ничего рассказывать или задавать вопросы, потому что я, разговаривая с Путиным, наверное, упала бы в обморок от волнения. Я просто слушала и испытывала очень приятное чувство причастности к истории своей страны, ощущала, что мы не случайные люди и не случайно собрались вместе. А вот другая студентка МИФИ, Ксения Галушкина, немного рассказала о себе. А когда президент спросил, было ли нам интересно в Арктике, мы хором и совершенно искренне ответили, что экспедиция получилась просто фантастической. В ней было все – потрясающе красивые восходы и закаты, работа над проектами, общение с учеными…

 

 

– Есть ли среди ученых или преподавателей МИФИ человек, на которого хочется равняться, образец для подражания?

– Таких людей несколько. Во-первых, Мария Кюри. Но, думаю, так ответила бы любая студентка Института ядерной физики и технологий. Мария Кюри – ученый с мировым именем, открывшая радий и полоний, описавшая явление радиоактивности, дважды удостоенная Нобелевской премии. Ее преданность науке впечатляет и вдохновляет. Еще один мой кумир – Игорь Васильевич Курчатов. Интересно, что он смог бы изобрести, если бы управленческая работа не отнимала у него так много времени? Мне кажется, как инженер, ученый он был гением. Вспомнить хотя созданную им вместе с Анатолием Александровым магнитную ловушку, которая защищала корабли от вражеских мин во время Великой Отечественной войны. Сочетание выдающегося ума, твердой воли, талантов ученого и управленца ставит его на недосягаемую высоту.

Искренне восхищаюсь и многими преподавателями МИФИ. Уверена, что преподавание – дело чрезвычайно трудное. Даже не представляю, как постоянно взаимодействовать с таким количеством студентам, пытаясь найти подход к каждому. Но многим удается, например, во втором семестре линейную алгебру у нас вел молодой преподаватель Вячеслав Юрьевич Савин. Он чуть ли не с первого раза запомнил всех студентов нашего потока. При этом он с такой любовью, радостью читал лекции, что не увлечься линейной алгеброй было просто невозможно. А преподаватель Алексей Леонидович Барабанов рассказывает про основные понятия аналитической механики так, как, наверное, рассказывал бы о лучшем друге или родном ребенке, тепло и ласково. И тепло он относится не только к предмету, который преподает, но и к людям. Еще один мой пример – Даниэль Валерьевич Попов, мы приходили к нему на занятия по проектной практике в прошлом семестре. Я никогда не видела, чтобы преподаватель был так влюблен в науку – он зарядил этой любовью и стремлением узнавать новое каждого из нас.

 

 

– Твой жизненный девиз…

– «Делай, что должен, и будь, что будет». Эти слова принадлежат римскому императору, философу, стоику Марку Аврелию. Мне когда-то давно процитировал его мой отец. Это высказывание, наверное, и можно назвать моим девизом. Это умеренный, хороший, правильный пофигизм, когда ты не опускаешь руки, сталкиваясь с трудностями, а соблюдаешь разумный баланс между тотальным контролем и плаванием по течению.

– Что ты хотела бы пожелать студентам МИФИ?

– В МИФИ очень сложно учиться. Сложно всем. И важно не замыкаться в бесконечной учебе и работе, не думать постоянно об оценках и зачетах, но иногда и отдыхать. Хотя бы раз в неделю просто погуляйте в Коломенском, Царицыно или Аптекарском огороде – красивом зеленом оазисе почти в центре Москвы. Зелень помогает нашему мозгу отдохнуть, красота природы или архитектуры – отличное средство от хандры. А зарядившись хорошим настроением, можно уже и поучиться с удовольствием, и поучаствовать в интересных проектах, и поработать, и ярко проявить себя в творчестве или волонтерстве.

Ошибка в тексте: