Как часто вы вините себя, совершая ошибку? Ошибку в действиях, решениях, словах или людях? Исследователи в МИФИ выяснили, что студенты университета часто обращаются к психологам с одной темой – они боятся оступиться и не дают себе права на ошибку. Именно это стало темой представления иммерсивного психологического театра «Эффект бабочки или право на ошибку», в котором сами зрители и были актёрами.
Психологический иммерсивный театр работает на базе художественной студии «ХЛАМ» уже два года. На занятиях кураторы изучают со студентами актерское мастерство, ставят речь и учат не бояться сцены. Кроме того, с МИФИстами работают психологи-менторы, они помогают не только распознать чужие эмоции, но и принимать их.
Стать частью иммерсивной постановки смогли все желающие на представлении иммерсивного психологического театра «Эффект бабочки или право на ошибку», который проходил в рамках программы Недели ментального здоровья «Психомания».
На представлении актеры распределились по группам зрителей и подготовили вместе с ними по одной сцене из произведений писателей-фантастов и классики фантастического кино – «Конец вечности» Айзека Азимова, «Всё лето в один день» Рэя Брэдбери и «Господин Никто» Жако Ван Дормаля. Зрители проанализировали каждого героя произведения и совместно с психологами выяснили, какие эмоции руководят персонажами и почему они совершают определенные поступки. Главная идея мероприятия – показать студентам, что каждый имеет право на ошибку, и первое, что нужно сделать – это научиться их принимать.
После анализа произведений, студенты по ролям репетировали сценки, а актеры театра «ХЛАМ» помогали участникам перевоплощаться в персонажей, а также обучали молодежь навыкам ораторского искусства. Помимо актерского мастерства, у МИФИстов был мастер-класс по хореографии. В течение часа ребята разучивали абстрактные движения, которые сложились в единую композицию, отвечающую на вопрос: «Есть ли у нас право на ошибку?».
Свои таланты студенты продемонстрировали на сцене. Ребята показали отрывки из произведений, а также танцевальный номер. Многие студенты признались, что выступали впервые, но страх публичных выступлений помогли преодолеть организаторы спектакля, которые “за кулисами” подсказывали слова своим группам и направляли актеров.
«Обычно спектакль ставит режиссер, он объясняет актеру внутренние переживания персонажа и его движения на сцене. У нас же функции режиссера разделились. Со студентами работали психологи, актеры и хореограф. Такая детальная проработка помогла ребятам еще больше погрузиться в роль и понять тему», – рассказал руководитель творческой студии «ХЛАМ» Вячеслав Крюченков.
Иммерсивный спектакль помогает развивать эмоциональный интеллект, а значит ребята смогут лучше понимать чужие эмоции, станут более гибкими и самое главное – начнут быстрее адаптироваться в университете. Не зря основная аудитория мероприятия – первокурсники, которые вступают в новый этап взросления, где должно быть право на ошибку, и даже не одну.