Размер шрифта
A
A
A
Цвет сайта
A
A
A
A
A
Изображения
Интервал между буквами
АБВ
АБВ
АБВ
Интервал между строчками
Нормальный
Увеличенный

Форма поиска

03 октября 2024

«Обучение служением» в МИФИ: социальные задачи могут успешно решать физики, инженеры и IT-специалисты

В студенческом офисе 2 октября прошла проектная сессия программы «Обучение служением» – в МИФИ теперь тоже будет внедряться образовательный подход, при котором студенты обучаются и одновременно приносят пользу обществу, применяя свои профессиональные навыки для решения реальных социальных задач.

 

 

Сессия состояла из двух частей – пленарное заседание и работы в проектных группах. Открыл мероприятие руководитель проектного офиса «Обучение служением», ведущий эксперт Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ, координатор социальных проектов РГСУ и аналитик АНО «НАРК» Яков Якубович – он рассказал об особенностях и форматах реализации программы в инженерных университетах страны, а заодно развеял типичные мифы, связанные с социальными и волонтерскими проектами: что студентам-инженерам это не нужно (на самом деле их компетенции очень востребованы в этой сфере), что социальная проектная практика отнимает много времени (на самом деле она может быть встроена в образовательный процесс и даже может стать дипломной работой), что такая деятельность ничего не дает (на самом деле реальные социальные задачи повышают мотивацию, развивают софт-навыки и дают карьерные перспективы).  

О реализация программы «Обучение служением», направлениях и механизмах партнерства университетов и СО НКО рассказал генеральный директор АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Артем Шадрин. Затем опытом конкретных партнерских кейсов в осуществлении программы «Обучение служением» именно в инженерном образовании поделились представители вузов и СО НКО, успешно реализовавшие практику проектного обучения на инженерно-технических направлениях: заместитель директора Центра лидерства и волонтёрства Высшей школы экономики Анна Мартыненко, руководитель ассоциации Аура-ТЕХ и инфраструктурного центра НТИ по нейротехнологиям Иван Бирюков, студент РГСУ направления подготовки «Информационные системы и технологии» Михаил Сурков, медиа-специалист, студент РГСУ направления подготовки «Организация работы с молодёжью» Артем Аникин и другие.

Программа «Обучение служением» реализуется по поручению Президента России с 2023 года, курирует ее Министерство науки и образования РФ и Комитет по молодежной политике Государственной Думы, а оператором является Ассоциация  «Добро.РФ», методическую часть готовит НИУ ВШЭ. «У нас создан консорциум из более чем 150 вузов, который работает над развитием программы по разным направлениям – это и межвузовское, и международное сотрудничество, и нормативно-правовое обеспечение деятельности студентов и др. В МИФИ программа внедряется с начала 2024 года. Проектная деятельность для МИФИ не нова, так что те ребята, которые сегодня были на сессии – не новички в проектной практике. Однако социально-значимые проектные задачи не столь популярны на инженерных специальностях. Сегодня растёт роль междисциплинарного подхода в реализации инновационных задач, а для их выполнения нужны не только традиционные для инженерных вузов компетенции и навыки, но и ориентирование в сфере социо-гуманитарных наук. Мы провели серьезную подготовительную работу и предварительные консультации с институтами, принимавшими участие в сессии – это ИИКС, ИФИБ, ФБИУКС и ИФТЭБ, а также с нашими социальными партнёрами, предлагающими к решению амбициозные социально-значимые задачи с применением информационных технологий и искусственного интеллекта. Сегодня ребятам были представлено некоторое количество социальных задач от партнеров, из которых студенты  и преподаватели могли выбрали те, которые им наиболее интересны. При этом наши социальные партнёры в ходе проектной сессии предложили новые проектные задачи, расширив социальный заказ «Обучение служением». Ребята из ИФТЭБа будут заниматься этими задачами в бизнес-инкубаторе «Экосистема идей», а в остальных институтах – в рамках проектной практики, внедренной на 1 и 2 курсе на ряде направлений подготовки, – рассказал Яков Якубович.

Среди социальных партнеров программы – крупнейшие организации в сфере социальной защиты населения Москвы и России: Центр занятости населения Москвы, Институт дополнительного профессионального образования Департамента соцзащиты Правительства Москвы, ГБУ САиР «Роза ветров» и др.

Казалось бы, какая связь между IT-специалистами и, например, реабилитацией и абилитацией детей с ментальной инвалидностью? На самом деле, множество  социальных задач можно решить с применением искусственного интеллекта. Вот одна из тех, что была поставлена на сессии – выявлении отклонений (аутизма и др.) на ранней стадии развития ребенка по видео и аудио паттернам. Чем раньше выявляется болезнь, тем легче проводить абилитацию (то есть не восстановление, а приобретение необходимых навыков).

По итогам сессии задачи из сформированного социального заказа будут предложены нашим студентам в течение следующего месяца – они смогут их реализовать в рамках проектной практики, а также в рамках  профильных дисциплин, или УИРиКПи НИР, а возможно и в рамках выпускных квалификационных работ – некоторые задачи даже «тянут» на кандидатский уровень, особенно те, что касаются применения ИИ в биологии и медицине.

«Идти с социальными проектами в акселераторы – довольно рискованно, спектр внутренних университетских проектов интересен, но достаточно узок, а вот погрузиться в среду, о которой студенты, скорее всего, ничего не знают, да ещё с проектом, у которого есть реальные заказчики, который не только принесёт реальную пользу конкретным людям, но и повысит гражданскую ответственность – реально, сегодня под такие проекты охотно даются государственные и частные гранты, – отмечает Яков Якубович. – Несколько лет назад практически каждый человек у нас в стране так или иначе увидел-прочитал-услышал информацию о первой помощи при инсульте (была широкая информационная компания), а сегодня один из наших студентов пришел с идеей анимационных роликов, разъясняющих проблемы людей с аутизмом широкого спектра – почему не нужно их бояться и как понять и помочь им. И таких идей у мифистов уже очень много. И пускай путь к полной реализации проектов и достижению видимого социального эффекта от программы «Обучение служением» будет непростым, хочется еще раз процитировать девиз каждого мифиста: «Дорогу осилит идущий!».

Проектная сессия прошла при поддержке АНО «НАРК» и Комитета общественных связей и молодёжной политики г.Москвы.

 

 

Ошибка в тексте: