Размер шрифта
A
A
A
Цвет сайта
A
A
A
A
A
Изображения
Интервал между буквами
АБВ
АБВ
АБВ
Интервал между строчками
Нормальный
Увеличенный

Форма поиска

30 мая 2024

Роман Душкин: «Идти по жизни надо так – не отступая ни на шаг»

Старший преподаватель Института интеллектуальных кибернетических систем НИЯУ МИФИ Роман Душкин – крайне нетипичный читатель. Он слушает фантастические романы на скорости х2, уверен, что на уроках литературы в школе нельзя проходить Достоевского и ведет читательский дневник, где собраны уже тысячи книг (с кратким содержанием и оценками их информационной, прикладной и теоретической полезности!). В общем, у известного эксперта в области искусственного интеллекта «все не как у людей», подтвердит любой библиотекарь. Тем интереснее было поговорить с Романом Душкиным о классической литературе, фантастике и научно-популярных бестселлерах в нашей постоянной рубрике «Читаем вместе».

 

   

«Образование — основной акселератор мозга»

— Роман, одна из ваших любимых научно-популярных книг — «Как мы учимся» Станисласа Деана. Чем она хороша?

— Станислас Деан — известный французский нейрофизиолог и прекрасный популяризатор науки. Деан изучает, как нейросети нашего мозга выполняют различные действия, и умеет интересно об этом рассказывать, у него очень приятный, легкий, ненавязчивый стиль изложения.

В книге «Как мы учимся» можно почерпнуть большое количество идей и узнать, как повысить эффективность своей учебы. Студенты как будущая интеллектуальная элита общества — те люди, которые первыми должны научиться учиться. Крайне рекомендую для прочтения! Можно начать с «Как мы учимся», затем перейти к книге «Как наш мозг прямо сейчас совершает подвиг». Потом почитать Барбару Оакли. Инженер, доктор наук, она много пишет о том, как работает наш мозг и как использовать эти возможности. Для того, кто воспримет советы Деана и Оакли, мир заиграет совсем другими красками.

— Деан пишет: «Образование — основной акселератор мозга». Вы с ним согласны? 

— Абсолютно. Согласно правилу Хебба, те нейроны, которые одновременно испускают сигналы, связываются друг с другом. Обучение наших естественных нейросетей начинается с того, что образуются связи между нейронами. Связи создают рефлекторные циклы, которые кодируют некие правила поведения. Количество таких рефлекторных циклов в голове человека огромно. И это приводит к качественному отличию людей от человекообразных обезьян. На генетическом уровне мы с шимпанзе очень похожи, но наш мозг отличается от мозга животных кардинально.

— И все-таки нам свойственно лениться… Как справиться с ленью?

— Барбара Оакли как раз очень много об этом говорит. Лень и прокрастинация — адаптивные механизмы нашей психики. Мозг — орган, который тратит огромное количество энергии — примерно 20% от энергобаланса всего организма. Поэтому он и ленится — бережет энергию. Зверь бежит, если гонится за жертвой или спасается от хищника. Человек бежит для того, чтобы стать более здоровым, выносливым, стройным. У меня есть пес, и его любимые занятия — есть и спать. Он не тратит энергию на лишние действия. А человек может и должен заставлять себя делать то, чего не хочет тело. У нас есть выбор: лениться и жить как животные или постоянно превозмогать свою лень, учиться и быть людьми.

— Можно ли сравнить человеческий мозг с искусственным интеллектом? В чем наше преимущество?

— Нейросети в мозгу человека сегодня отличаются от искусственного интеллекта только количественно. Но это количественное различие дает некий качественный феномен, природа которого пока не ясна. Я говорю о сознании, о том, что мы в данный конкретный момент воспринимаем — зеленый цвет травы, сладкий запах цветов, солнечный свет, дуновение ветра, пение птиц. Все эти ощущения очень субъективны. И именно они отличают нас от друг от друга и от искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект помогает нам понять, кто мы такие и что представляет из себя наш разум. Моделируя на компьютере наши когнитивные процессы, мы пытаемся узнать, как работает наш мозг. Но вот парадокс: создавая все более глубокие нейросети, все более совершенные языковые модели, мы вновь оказываемся перед «черным ящиком». Они, как и наш мозг, слишком сложны для понимания. Мы лишь приоткрываем завесу тайны. Системы ИИ — это мы в уменьшенном масштабе. Нейронные сети нашего мозга на порядки больше даже огромных искусственных языковых моделей, где сотни миллиардов параметров.

— Что лучше развивает мозг, физика и математика или литература и философия?

— Наш мозг развивает все — и чтение художественных книг, и решение математических задач. То, что мозг использует лишь 5% своего потенциала, — миф. То, что есть прирожденные гуманитарии и технари, — устаревшая информация. Мозг — целостный орган, его деятельность направлена на то, чтобы человеческое тело как сложная система выживало. Если бы наш мозг работал лишь на 5% от своих возможностей, это было бы слишком энергозатратно, нерационально и невыгодно.

Главное, что следует из правила Хебба, — человеческий мозг обучается, когда мы его обучаем. Если мы ленимся, мозг становится негибким, медленным, заскорузлым. Когда мне кто-то говорит, что он гуманитарий, поэтому ничего не понимает в физике и математике, я знаю, что он просто ленится. Любой человек при должных усилиях может понять любой предмет, правило, концепцию. Главное — постоянно развивать мозг, постоянно учиться новому. Тогда Альцгеймер, Паркинсон и другие неприятные и навязчивые джентльмены к нам не придут. Мышцы атрофируются без физической нагрузки, мозги — без интеллектуальной.

Одна из моих любимых литературных цитат — слова Красной Королевы из «Алисы в стране Чудес»: «Нужно бежать изо всех сил, чтобы только оставаться на месте». Ленитесь? Сожмите волю в кулак и идите, не отступая ни на шаг. Это мой главный жизненный принцип. Выражение «не отступая ни на шаг» встречается в книге «Город перестановок» одного из моих любимейших писателей Грега Игана.

— Иган ведь еще и талантливый математик?

— Да, он талантливый математик и талантливый писатель-фантаст. Его книга «Город перестановок» вдохновила меня на создание курса по клеточным автоматам.

Я начал новый образовательный курс в МИФИ с вопроса: «Что общего у дерева и автомата»? Человек, не облеченный математическими знаниями, ответил бы мгновенно: «Ствол». А математики задумались. И единственный разумный ответ, который пришел им в голову: «И дерево, и автомат представимы графом». Граф — базовая математическая структура, которая позволяет описать множество взаимосвязанных элементов. При помощи графа можно представить любую систему. А клеточные автоматы позволяют рассмотреть динамику графов. Это уникальный курс, которого нет больше ни в одном российском университете. Я читаю его студентам, и у них раскрываются математические чакры. Они учатся смотреть на окружающую их действительность под другим углом зрения.

 

 

«Две вещи поражают воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» 

— Как вы выбираете книги для чтения и своих литературных обзоров? Чем вам близка научная фантастика?

— В мироздании всего две загадки, на которые нет ответа. Что такое материя и что такое сознание? Кант сформулировал более поэтично, написав, что наше воображение по-настоящему тревожат лишь звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. Для того чтобы проникнуть в эти тайны, нам пришлось бы выйти за пределы той системы, в которой мы существуем. В жизни это невозможно. А вот в научной фантастике… Тут возможно все, нас не связывают законы и правила. Поэтому я и люблю этот жанр.

У меня есть нескончаемый список книг, которые мне хотелось бы прочитать. Иногда в этот список попадают книги, рекомендованные людьми, которым я могу доверять. Например, почитать Станислава Деана мне посоветовал мой хороший знакомый. Я прочитал первую книжку — «Как мы учимся», понял, что это крутой автор, и прочитал все остальные его книги.

— Вы с детства любите читать?

— Да, меня приучили к чтению родители. Наш дом всегда был наполнен книгами. Когда я был маленьким, мне казалось, что у нас огромная библиотека — полки, уходящие за горизонт. Сегодня, когда я приезжаю в гости к родителям, понимаю, что библиотека скромная — обычный книжный шкаф. Правда сейчас я читаю книги благодаря гаджетам, и моя электронная библиотека действительно «уходит за горизонт».

Мне хочется прочитать очень многое, а для этого надо уметь читать быстро. Поэтому я тренировался в скорочтении, владею техникой «шприц», могу читать со скоростью 1000 слов в минуту (для сравнения — средняя скорость чтения 150–200 слов в минуту. — Ред.). Мое ноу-хау — читать и одновременно, на той же скорости, слушать текст. Тогда информация буквально впечатывается в мозг.

— Увлекаетесь аудиокнигами?

— Я не очень люблю аудиокниги, озвученные профессиональными актерами. Предпочитаю слушать книги на скорости х2, что позволяет поглощать огромное количество литературы. Можно переходить на х2 постепенно — сначала слушать книги на х1.25, затем ускоряться.

Сегодня я даже художественные фильмы смотрю в ускоренном темпе. Когда включается обычная скорость, мне кажется, что действие развивается слишком медленно.

Я прочитал серию романов «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина именно таким способом. Потом посмотрел сериал по этим книгам на скорости х2, было очень здорово.

— Если так много и быстро читать, можно запросто сбиться со счета! В школе учителя литературы часто советую вести «дневники чтения», но мало кто это делает…

— В 2000 году мне на день рождения подарили первую «электронную читалку». И каждая прочитанная книга с тех пор ложилась у меня в специальную таблицу, где я указывал автора, название, краткое содержание и четыре оценки: общее впечатление, информационная, прикладная, теоретическая полезность. Эти четыре оценки складываются для меня в некий код. И лишь одна книга из моего списка получила, по общей оценке, пятерку с плюсом — «Анафем» Нила Стивенсона. О ней есть много противоречивых отзывов. Но те, кто сможет ее осилить, скажут, что это великолепное произведение. 900 страниц чистого восторга! Книга «Анафем» похожа на художественно написанный учебник по философии, она перевернула мое восприятие мира.

Сегодня в моем дневнике уже несколько тысяч книг.

 

 

«Все знания на свете — это вопросы, на которые кто-то когда-то нашёл ответ»

— Вы не только опытный читатель, но и писатель. Как решились написать первую книгу, трудно ли она далась?

— После окончания университета я остался работать в МИФИ, читал лекции по курсу «Функциональное программирование». И взял на себя смелость перевести студентов с лиспа (Lisp — язык программирования, в котором данные представляются в виде списков. — Ред.) на хаскель (Haskell — более современный, фунциональный, «математичный» язык программирования. — Ред.). И кто-то из коллег предложил написать про Haskell книжку. Так в 2007 году вышла моя первая книга «Функциональное программирование на языке Haskell».

А вообще писательствам я увлекался всегда. В школе с удовольствием писал сочинения. При этом принципиально не читал произведений из школьной программы по литературе.

— Почему?

— Потому что любил тогда Толкина, а не Толстого. Четырехтомник «Война и мир» я подержал в руках и с унынием отложил. Четырехтомник о похождениях хоббитов проглотил быстро и с радостью.

Я терпеть не мог Достоевского. Из «Преступления и наказания» я в школе запомнил лишь одного героя — моего однофамильца трактирщика Душкина. Да, есть там такой персонаж. Эпизодический.

А лет в 35 я открыл для себя Достоевского, Толстого и других классиков, получил невообразимое удовольствие от чтения. И понял, что русскую классическую литературу нельзя преподавать в школе. До нее нужно дорасти. Жизненный опыт человека должен быть релевантен тому, что он читает. Многие подростки, читая в школе «Мертвые души», начинают ненавидеть классику и потом к ней уже не возвращаются. Детям не интересно читать про Чичикова, они не понимают, что и зачем он делает, как его душа трансформируется во время путешествия, с какой безликой бюрократической машиной он сталкивается, какова мотивация его поступков.

Зачем читать в 15 лет роман «Мастер и Маргарита»? Подросток не поймет всей красоты этого произведения. В этом возрасте интересно читать про эльфов и гномов, рыцарей и принцесс — Толкина и Желязны.

— И про волшебников! Всем детям нравятся книги про Гарри Поттера…

— Конечно! Мне порекомендовали прочитать книгу Элиезера Юдковского «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Для того чтобы погрузиться в этот мир, я сначала перечитал и пересмотрел «канон» — книги Джоан Роулинг и все фильмы поттерианы. А затем принялся за фанфики. «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — совершенно замечательное произведение. От этой книги невозможно оторваться! Она прокачивает мозги и ставит фильтры на шелуху, которая ежедневно валится на нас отовсюду — из СМИ, соцсетей, рекламы. Будущим ученым читать обязательно! Поставлю ее на первое место в своем топе книг.

— А какие книге окажутся на втором и третьем местах?

Вторая книга — «Анафем» Нила Стивенсона. Фактически это учебник о том, как устроено научное познание. Стивенсон рассказывает о том, что такое научный метод и почему именно научное мировоззрение движет наш мир вперед.

На третье место я бы поставил не одну конкретную книгу, а целую плеяду авторов, книги которых стоит прочесть. Это Грег ИганПитер УоттсБрюс СтерлингУильям Гибсон. Замечательна научно-фантастическая трилогия Ханну Райаниеми «Квантовый вор», прекрасна дилогия «Троя» Дэна Симмонса.

— А советская научная фантастика вам не близка?

— Тут сложно дать однозначный ответ. «Час быка» Ивана Ефремова — офигенное произведение. А вот в романах Стугацких меня очень отталкивает морализаторство. При этом я сам пишу в стиле социальной фантастики.

— Над чем сейчас работаете?

— Недавно у меня вышла книжка про нанотехнологии — «Семена». И сейчас я пишу второй том — «Семена. Второе лето». Это производственный роман про студента, который закончил первый курс и попал на практику в компанию своего отца, где занялся полусекретным проектом, связанным с нанотехнологиями. Для того чтобы проиллюстрировать свой принцип «не отступая ни на шаг», я завел телеграм-канал «Семена» и каждый день выкладываю туда небольшой отрывок из романа. Иногда я пишу 10 абзацев, иногда — один. Главное правило — писать каждый день, что бы ни случилось. Каждый подписчик может следить за тем, как создается книжка, закручивается сюжет, складывается судьба героя. И каждый день мы вместе немного приближаемся к развязке, завершению.

Параллельно я пишу книгу «Улыбка сингулярности» про ученых, университетскую жизнь, разработку сильного искусственного интеллекта. Уверен, что все читатели из МИФИ (да и вообще из любого вуза) найдут там много интересных аллюзий на себя и своих коллег. Книга выйдет уже в конце лета, и это будет очень толстая книга, 600 тысяч знаков как минимум!

Для чего писать, читать, учиться? Для того, чтобы двигать научно-технический прогресс. Или для того, чтобы повышать качество своей жизни. Обе цели достойные, надо просто выбрать, какая вам ближе, и идти к ней, не отступая ни на шаг!

 

 

Ошибка в тексте: