Очередные онлайн семинары образовательного цикла «Методические вопросы деятельности ПИШ и лучшие практики инженерного образования» прошли 15 и 22 марта. Организатором мероприятия выступил Методический центр «Передовые инженерные школы» НИЯУ МИФИ.
Представители Передовых инженерных школ (ПИШ) обсудили Применение VR-технологий в образовательной и научно-исследовательской деятельности ПИШ на семинаре, прошедшем 15 марта.
Руководитель Методического центра «Передовые инженерные школы» НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров рассказал о работе VR лаборатории НИЯУ МИФИ.
«НИЯУ МИФИ имеет многолетний опыт разработки виртуальных аналогов инженерных объектов с использованием виртуальной реальности. Сегодня Цифровой инжиниринг – это важный элемент обучения инженерным специальностям. Очень важно доносить до студентов концепцию полного жизненного цикла инженерного объекта. У нас в университете такой законченный инженерный объект – это атомная электрическая станция. В 2019 году в МИФИ была открыта лаборатория виртуальной дополненной реальности. Специалисты лаборатории разрабатывают различные проекты. В первую очередь это виртуальные аналоги объектов использования атомной энергии: Виртуальный аналог уран-графитовой подкритической сборки и Виртуальный аналог уран-водной подкритической сборки. Это классика реакторного эксперимента, на котором обосновываются критические размеры и критические массы будущих ядерных реакторов», – сказал Георгий Тихомиров.
Виртуальный аналог исследовательского ядерного реактора ИРТ МИФИ начал работать в 2022 году. На нём с использованием VR-шлемов обучают студентов-ядерщиков.
По словам Георгия Тихомирова, к разработкам цифровых аналогов в вузе активно привлекают студентов и аспирантов, которые осваивают и развивают современные цифровые технологии в рамках учебных курсов, стажировок, а также участвуя в реальных проектах.
«Виртуальные аналоги можно использовать в обучении и тестировании персонала, проверке геометрических моделей, иллюстрации поведения объекта в нештатных ситуациях, в оценке и сравнении дозовых нагрузок при различных сценариях поведения персонала в нештатных ситуациях», – рассказал он.
Директор ПИШ «Передовая медицинская инженерная школа» Антон Иващенко представил продукты визуализации трехмерных моделей с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности, разработанные в СамГМУ. Один из разработанных продуктов это программно-аппаратный комплекс «Пирогов», позволяющий четко выстроить логику преподавания студентам и врачам цикла естественно научных дисциплин. Обучение проходит на основе подробного анатомического атласа в интерактивном формате. Использование комплекса «Пирогов» позволяет выстроить полный цикл обучения от визуального ознакомления с анатомическим материалом и получения текстовой информации до проверки качества полученных знаний и автоматической обработки результатов.
В области виртуальной реальности разработки ПИШ СамГМУ связаны с различными видами реабилитации пациентов. Также ПИШ СамГМУ разработала виртуальный симулятор для обработки коммуникативных навыков.
«Тренажер создан с целью научить целевую аудиторию взаимодействию с различными типами темпераментов пациентов и вырабатывает поведенческие установки в непредвиденных и конфликтных ситуациях, повышает уровень коммуникативных компетенций», – рассказал Антон Иващенко.
С использованием VR технологий в системе обучения конструкторов и технологов для отрасли двигателестроения познакомил участников семинара куратор СОП ПИАШ «Интегрированные технологии в создании аэрокосмической техники» Самарского университета им. С.П. Королёва Илья Лейковский.
Куратор СОП ПИШ «Институт перспективного машиностроения «Ростсельмаш» ДГТУ Павел Судьин рассказал о специальном образовательном пространстве «Многофункциональной лаборатории имитационного моделирования и виртуальной реальности» и его ключевых разработках.
Куратор СОП ПИШ «Кибер Авто Тех» КФУ Марина Лоншакова поделилась успехами «Лаборатории промышленного дизайна транспортных средств» в применении VR технологий в промышленном проектировании.
«VR технологии применяются в разработке экстерьеров транспортных средств. В процессе работы уточняются пропорциональные и размерные характеристики транспортных средств, цветовое решение и фактура материала, определение и настройка источников освещения, разработка сценариев функционала, доработка модели транспортного средства. А при разработке интерьера с помощью VR технологий уточняют параметры и обзорность места водителя, удобство и безопасность кабины, дорабатывают стилевое решение интерьера кабины», – пояснила Марина Ланшакова.
Куратор СОП ПИШ «Комплексная Авиационная Инженерия» (КНИТУ КАИ) Наиль Салихов представил студенческий проект ПИШ по внедрению VR технологий в образовательный процесс подготовки молодых специалистов авиационной промышленности.
«На данный момент разработано два направления. Это сборка авиационных конструкций в виртуальной реальности. Это направление имеет большой спрос на подготовку студентов и повышение квалификации специалистов, а также применение в среднем профессиональном образовании. В этом направлении уже есть разрабатываемый проект – это сборка панели хвостовой части фюзеляжа. Второе направление – это создание цифровых двойников. На данный момент создан цифровой двойник технологии РЛВ (рабочей лопатки вентилятора)», – пояснил Наиль Салихов.
В заключении семинара Георгий Тихомиров пригласил Передовые инженерные школы к участию в совместном проекте стенда-хранилища VR проектов ПИШ. По его мнению, такой стенд даст возможность рекламировать результаты ФП ПИШ на различных конференциях и форумах, обмениваться лучшими практиками, тиражировать разработки ПИШ в университеты-партнеры, привлечь внимание школьников и абитуриентов к ПИШ.
Семинар «Студенческие стартапы и развитие инноваций» прошел 22 марта.
На встрече член Наблюдательного совета, Советник Генерального директора «Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (Фонда содействия инновациям) Иван Бортник рассказал о программе «Студенческий стартап». «Программа «Студенческий стартап» реализуется Фондом содействия инновациям в рамках федерального проекта «Платформа Университетского технологического предпринимательства». Цель программы – предоставить студенту возможность получить опыт коммерциализации идеи, а также опыт предпринимательства путем создания и развития стартапа», – объяснил Иван Бортник.
В рамках «Студенческого стартапа» отбираются проекты по следующим специальностям: цифровые технологии, медицина и технологии здоровьесбережения, новые материалы и химические технологии, новые приборы и интеллектуальные производственные технологии, биотехнологии, ресурсосберегающая энергетика, креативные индустрии. В 2004 году выделено 2000 грантов, размер гранта до 1 млн рублей.