Размер шрифта
A
A
A
Цвет сайта
A
A
A
A
A
Изображения
Интервал между буквами
АБВ
АБВ
АБВ
Интервал между строчками
Нормальный
Увеличенный

Форма поиска

11 февраля 2024

Яна Ляхова: «Получайте удовольствие, познавая мир и себя в нем»

Сегодня во всем мире отмечают Международный день женщин и девочек в науке. Накануне праздника поговорили о научной работе и увлечениях, гендерных стереотипах и источниках вдохновения с Яной Ляховой. Яна с отличием окончила школу, с красным дипломом –  НИЯУ МИФИ, став «лучшим выпускником года». Она занимается научной работой, исследует коррелированные квантовые системы, руководит Учебно-научным центром «Квантовый инжиниринг» и молодежным научным сообществом Laplasian, увлекается кинологическим спортом, любит читать и не отступает перед вызовами. Яна уверена, что студенчество – лучшее время жизни, а учеба, кроме знаний, должна приносить радость.  

 

 

Физикой я увлеклась в старших классах. Но на выбор университета повлияли, скорее, иррациональные причины, цепочка случайностей. Я отправилась в НИЯУ МИФИ на День открытых дверей, чтобы получить грамоту за победу в олимпиаде. Походила по университету и услышала примерно такую фразу: «Самая сложная в МИФИ – кафедра теоретической физики». Эти слова прозвучали как вызов, а отвечать на вызовы мне нравилось всегда. Сомнения, если и были, исчезли сразу – будут поступать только в НИЯУ МИФИ и только на «теоретическую физику». Сказано – сделано. Я поступила легко, по результатам ЕГЭ.

Семинар по матанализу в первый же день учебы в университете заставил меня понервничать. Нам задали первое домашнее задание. И, о ужас, я не смогла сделать его полностью! Как человек травмированный школьным дипломом с отличием, я была очень ответственной и страшно расстроилась. Но оказалось, что все не так плохо. Сложные задания разбирают, непонятные моменты объясняют.

Девочек на кафедре теоретической физики было немного. Когда я училась по программе бакалавриата, нас было только двое. В магистратуре я вообще осталась одна. Но меня это не смущало – подумаешь, вот такая я особенная! Иногда преподаватели общаются со студентками чуть более галантно или чуть более снисходительно, чем со студентами, но это отдельные случаи, обычно гендерные различия роли не играют. Да и девочек в НИЯУ МИФИ, по моим наблюдениям, в последнее время стало больше.           

Мне нравится объяснять. Нравится досконально изучить какую-нибудь сложную тему и придумать, как рассказать ее простым языком. Нравится видеть, как у студентов загораются глаза, развивается мышление. Вообще, я с детства любила играть в учительницу, преподавание в университете стало логическим продолжением этого детского увлечения.

 

 

Щеки горят, во рту пересохло… Я стою перед аудиторией, куда через пару минут в первый раз войду не как студентка, а как преподаватель и страшно волнуюсь. Очень хорошо помню мое первое «выступление»! Правда, волнение быстро улеглось, когда я начала объяснять материал, переключилась на предмет. И группа из ИЯФиТ попалась очень хорошая, ребята меня поддержали.

Поражаюсь работоспособности студентов! Лекции, семинары, домашние задания, олимпиады, научные исследования, спортивные состязания... Некоторым удается так много успевать! Это вдохновляет. Глядя на своих студентов, я и сама стала активнее развиваться, например, начала заниматься фитнесом. А еще интересно, что в любой группе всегда находятся люди, которые решают предложенное мной задание совершенно неожиданным, оригинальным способом. Нестандартности мышления у студентов тоже стоит поучиться!

Удобный студент – тот, кто ходит на все лекции и семинары, выполняет все задания и сдает зачеты досрочно. Идеальный студент – человек, который задает вопросы и проявляет интерес и инициативу.  

Молодежное научное сообщество Laplasian, которым я руковожу, как раз и привлекает таких инициативных студентов. Несколько лет назад, когда я работала в приемной кампании, мы с коллегами заметили, что абитуриенты и первокурсники мечтают заниматься наукой, у них горят глаза. А примерно к третьему курсу что-то происходит, энтузиазм иссякает, на лекциях становится скучно. Одна из причин, на мой взгляд, в том, что современные студенты хотят знать, зачем им нужно в течение многих лет учить определенные предметы. Это не наглость, а здоровая рефлексия. И когда мы внятно отвечаем на этот вопрос, происходят чудеса. Для Laplasian мы отбираем самых мотивированных первокурсников, которые хотят заниматься наукой, постепенно вводим их в научные группы. На третьем курсе они уже защищают хорошего уровня научные работы. И, когда разрыв между учебой и исследованиями сглаживается, вдруг оказывается, что смоделировать потоки плазмы помогает использование определенных интегралов. И у студентов появляется аппетит к матанализу – ведь стало понятно, для чего нужны все эти сложные формулы. Мы сотрудничаем с лабораториями Института ЛаПлаз и научными центрами за пределами МИФИ. Сегодня в сообществе около 60 человек. Это и кураторы, и студенты, и аспиранты.    

 

        

Я занимаюсь направлением, которое изучает коррелированные квантовые системы. Это системы из многих квантовых частиц, которые взаимодействуют и влияют на состояние друг друга. Я со своим научным руководителем занимаюсь разработкой численных методов, основанных на знании квантовой физики, которые позволяли бы учесть сложные эффекты взаимодействия частиц. Причем, сделать это быстро, просто и с высокой точностью. Это важная задача для фундаментальной науки. К тому же, такие расчетные методы можно использовать для описания свойств реальных материалов, например, высокотемпературных проводников, а также атомов в оптических решетках. Разработка новых численных методов позволяет, в том числе, точнее определить область применения квантовых компьютеров и скорректировать направления развития их функционала.   

Женщин в науке гораздо меньше, чем мужчин. Но ведь женщины стали приобретать какие-то свободы сравнительно недавно. Например, еще в 60-е годы в Техасе женщине, чтобы выйти из декрета и продолжить работать, необходимо было получить согласие мужа. Так что, если что и мешает женщинам стать учеными, так это перекошенное общество, сила инерции и навязанные гендерные стереотипы.    

Мое главное увлечение за стенами университетакинологический спорт. С моей собакой, немецкой овчаркой по кличке Яр (и это не сокращение от имени Ярослав!), мы выступали на чемпионатах разного уровня, являемся призёрами Москвы по национальным видам дрессировки. Для меня в кинологическом спорте важнее всего то, что он прекрасно развивает эмоциональную подвижность. Нужно очень четко реагировать на поведение собаки, быть последовательным и понятным другому живому существу. И конечно, та «особая связь», о которой столько говорят владельцы домашних животных, обогащает жизнь и поддерживает в трудные минуты.

Советую студентам не замыкаться на одном виде деятельности. Настоящему исследователю необходима широта поля ассоциаций, источники вдохновения. Для меня они заключаются в чтении. Очень люблю читать художественную литературу, книги по социологии и философии. Студенчество – золотая пора, когда ты просто можешь узнавать новое и больше от тебя ничего не требуется. Можно не думать про заработок, не решать семейные проблемы. Используете это время с толком! Получайте удовольствие, познавая этот мир и себя в нем. Ощутите полноту жизни. И обязательно много общайтесь. Студент может и должен задавать вопросы друзьям, кураторам, преподавателям, научным руководителям. Университет – для студентов.   

 

Ошибка в тексте: