Размер шрифта
A
A
A
Цвет сайта
A
A
A
A
A
Изображения
Интервал между буквами
АБВ
АБВ
АБВ
Интервал между строчками
Нормальный
Увеличенный

Форма поиска

15 ноября 2023

Евгения Алешинская: «Физики – мастера каверзных вопросов»

В НИЯУ МИФИ прошло любопытное исследование: почти 1000 студентов оценили качество работы 550 преподавателей университета, 50 из которых получили высшие оценки. Почему на одних лекциях засыпаешь, а на других – заряжаешься энергией? Какие педагогические приемы позволяют удерживать внимание аудитории? Как стать для студентов не очередным скучным «преподом», а мастером, на которого хочется равняться? Что важнее для преподавателя – педагогический талант, отличное знание предмета или увлеченность и умение вдохновлять учеников? Возможно, получить ответы на эти и другие важные вопросы помогут интервью, в которых лучшие преподаватели университета рассказывают о своих студентах, увлечениях и правилах жизни.

Евгения Владимировна Алешинская преподает физикам английский язык, интересуется социолингвистикой, увлекается фигурным катанием, играет на фортепиано и за время работы в МИФИ научилась бесстрашно погружаться в неизведанный мир точных наук. 

 

Научные интересы у меня связаны с языковыми контактами и социолингвистикой. Я кандидат филологических наук, работаю над докторской диссертацией. Исследую, как английский язык используется в российском обществе и как влияет на русский язык. Поскольку я работаю с аспирантами, которым необходимо постигать азы научной коммуникации на иностранном языке, я также провожу кросс-культурные исследования особенностей научного общения. Кстати, сленг, который так любят многие студенты, такие слова как «кринж», «краш», «чилить», «флексить», в формальном общении не используются ни в русском, ни в английском языке.

В свободное время я люблю кататься с детьми (их у меня трое) на фигурных коньках, музицировать на фортепиано, слушать Баха и Radiohead и, конечно, путешествовать. Так интересно знакомиться с культурой и традициями разных стран, архитектурой и музеями разных городов!

Работа с аспирантами – постоянный вызов, ведь приходится иметь дело с совершенно разными уровнями языковой подготовки, и это при одном занятии в неделю!

Онлайн-обучение иностранному языку удобно и эффективно. Сейчас легко найти себе преподавателя в любой точке земного шара. Конечно, при дистанционном обучении полностью воспроизвести общение «с глазу на глаз» не получится. Но выучить язык без очного контакта можно. Здесь все зависит от педагогического мастерства преподавателя. При грамотном использовании цифровых ресурсов можно достичь очень высоких результатов.

Самое трудное для студента при онлайн-обучении – наличие множества отвлекающих моментов. Так легко (и приятно!) отвлечься на чашку кофе или переписку в чате и выпасть из процесса! Об этом практически в унисон кричали преподаватели всего мира во время пандемии. Но когда шоковая реакция прошла, многие признали пользу онлайн-занятий. Как привлечь студентов? Как удержать их внимание? Как преподнести материал? Опытный преподаватель сумеет найти правильные ответы на эти вопросы. Главное, чтобы был стабильный интернет.

Самое трудное для преподавателя, наверно, не привыкнуть к материалу настолько, чтобы он стал скучным. Кто-то жалуется на то, что надоедает по сто раз объяснять одно и то же. Мне не скучно, потому что каждый раз все получается по-разному и по-новому. Стоит одному из студентов задать каверзный вопрос (а физики в этом мастера!), и начинаешь удивляться тому, сколько еще подводных камней скрывается в самых, казалось бы, простых вещах. Конечно, чтобы не повторяться, приходится постоянно обновлять содержание каждого занятия. Это отнимает много усилий и времени, но очень интересно и, что важно, дает положительный результат.

Выучить язык поможет «погружение в среду». Это самый эффективный способ. В естественной среде волей-неволей начнешь понимать и говорить, просто чтобы выжить. Если такое погружение невозможно, нужно постараться создать искусственную среду. Это обычно и происходит на занятиях по иностранному языку. Но занятия длятся всего несколько часов в неделю, что крайне мало для погружения. Следовательно, огромную роль играет самостоятельная работа, когда студент сам себя окружает языком.

Читайте, слушайте, смотрите! Следует приучить себя читать то, что интересно, смотреть и слушать что-нибудь на интересующую тематику (будь то работа двигателя автомобиля, исторические реставрации или мультфильмы), пусть понемногу, но обязательно каждый день. Интерес – двигатель прогресса в изучении иностранного языка.

Отложите словари! Желательно не искать каждое незнакомое слово в словаре. Эта привычка очень мешает понимать устную и письменную речь. Лучше прочитать страницу или посмотреть видео еще раз, а потом еще раз. Поверьте, со второго и тем более с третьего раза многие вещи становятся понятными без словаря. Контекст – лучший помощник. Нужно приучать себя обращать внимание на контекст, на формы слов.  

Сессия – стресс не только для студентов, но и для преподавателей. Можно сказать, что экзамен для преподавателя – проверка на профпригодность. Здесь проверяется не только степень усвоения материала каждым студентом, но и качество работы преподавателя: какими инструментами (в нашем случае – языковыми ресурсами, например, грамматическими, лексическими, фонетическими, синтаксическими, стилистическими) он «снабдил» своих учеников для решения определенных коммуникативных задач и как научил пользоваться этими инструментами.

Оценки в журнале по горизонтали – отражение успешной (или неуспешной) работы обучающегося, а по вертикали – отражение того, как успешно (или неуспешно) работал с материалом преподаватель. Когда я еще в студенческие годы начинала преподавать, мне это объяснили более опытные товарищи. С каждым годом все больше убеждаюсь в справедливости такого мнения.

Идеальный студент – тот, кому интересно научиться использовать инструменты языка, кто не боится ошибиться, кто понимает, что для достижения результата нужно самому приложить усилия.

Секрет успеха преподавателя – в любви к своему предмету. Также необходимо понимать то, чему обучаешь. Если я преподаю основы научной коммуникации на английском языке, то я должна сама знать, что такое научная деятельность на английском языке. То есть, я сама должна публиковаться в серьезных англоязычных изданиях, выступать на международных мероприятиях, иметь большой опыт как письменного, так и устного общения с представителями международного научного сообщества. Тогда на занятиях я буду делиться не абстрактными знаниями, а конкретными лайфхаками, которые мне самой помогают. Необходимо прислушиваться к мнению студентов. Именно студенты зачастую задают направление занятиям, своими вопросами подсказывают, какой материал необходимо обсудить более детально.

Образец для подражания – мой научный руководитель, доктор филологических наук, профессор Елена Сергеевна Гриценко. Я ее называю моей научной мамой. Потому что она научила и продолжает учить меня всему, что связано с научной деятельностью. Она – настоящий профессионал, который любит свое дело и не боится трудностей.   

Студенты научили меня не бояться вопросов. Вопросы – это то, чего я всегда жду с нетерпением и радостью. Вопросы – это прекрасно, даже если я не могу сразу на них ответить. Интересно задуматься о том, о чем до этого еще никогда не задумывался. А еще студенты научили меня не бояться точных наук. Когда я начала работать в МИФИ, мне было очень страшно говорить о физике или программировании. А сейчас каждый год мне приходится обсуждать с аспирантами около двухсот тем разных научных исследований. И с каждым годом я все больше и больше погружаюсь в мир точных наук. Спасибо аспирантам за терпеливые объяснения!

Вдохновляют меня… сами студенты. Своими вопросами, комментариями, жизненными историями, желанием разобраться в какой-то теме. Вдохновляют письма от аспирантов, в которых они делятся своими успехами, рассказывают, что прекрасно выступили на конференции или подали статью в зарубежный журнал. Я счастлива, когда бывший аспирант приходит на кандидатский экзамен уже в качестве эксперта, когда аспиранты предлагают совместные научные проекты, подхватывают мои идеи, не прерывают общения после окончания курса.

Мой жизненный девиз: если есть желание, будут возможности, а если будут действия, то будет и результат! Все начинается с желания. Дальше нужно действовать.

Желаю студентам идти вперед к намеченной цели и не бояться трудностей. И еще, особенно применительно к занятиям по иностранному языку, не бояться ошибок, ведь ошибки – возможности для обучения.

Материал продолжает серию публикаций, посвященных преподавателям НИЯУ МИФИ, получившим высокую оценку в ходе опроса студентов. Интервью с богословом Владимиром Шмалием можно почитать здесь. 

 

Ошибка в тексте: