Летом этого года на практику в цифровую лабораторию ВИШ МИФИ приехала Останина Ирина, студентка из филиала НИЯУ МИФИ – Северского технологического института (СТИ НИЯУ МИФИ). Ирина обучается на направлении «Электроника и автоматика физических установок». Ее научная работа посвящена виртуальной реальности – она разрабатывает тренажеры в среде VR Concept.
Задача Ирины – сделать тренажер для обучения дозиметристов. Нужно обучить специалистов находить зоны с повышенным радиационным излучением и помечать их. Человек заходит в комнату и видит перед собой дозиметр. Он подходит к этому дозиметру, берет его и ищет источники радиации с его помощью. Данные отображаются на приборе. Исходя из того, на каком расстоянии от источника находится человек, считается доза. Расчеты проводятся в программе SiminTech (среда динамического моделирования технических систем, предназначенная для моделирования технологических процессов, протекающих в различных объектах и расчётной проверки работы систем управления сложными техническими объектами). Как только дозиметрист видит, что доза увеличивается, он отмечает это место.
Ирина сама предложила своему научному руководителю прохождение практики в Высшей инжиниринговой школе НИЯУ МИФИ.
«Эта задача была поставлена еще год назад. Мы разработали концепцию, а реализовывать ее я приехала в ВИШ. До поездки я знала лишь концепцию, а сейчас, благодаря нашей совместной команде, мы смогли ее реализовать», – сказала Ирина.
Пока это выглядит немного схематично. Но мы уже видим, что в зависимости от изменения внешних задаваемых условий изменяются и показания прибора.
«Сейчас нам важно не внешнее отображение дозиметра, а сам факт наличия небольшого устройства, визуально его напоминающего. К этому устройству мы привязали из самой среды VR Concept диалоговое окно, в котором показывается рассчитанная, динамически изменяющаяся доза», – пояснила студентка.
Итогом работы должен стать настоящий, математически идеальный, виртуальный тренажер со всеми визуальными эффектами. На основе этого проекта планируется cначала перевести лабораторные работы перевести в VR-формат, и далее заниматься созданием тренажеров.
«Одна из основных целей VR – сделать так, чтобы изображение было, как в реальности. Вот эти задачи – как отобразить физические величины, физические процессы (не запрограммированные и прорисованные заранее, а изменяющие в зависимости от изменения внешних условий), каким образом мы можем показать их человеку, что там с ним происходит в виртуальном помещении – мы пока еще прорабатываем эти моменты», – добавила Татьяна Волобуева, преподаватель ВИШ МИФИ.
А сама Ирина сказала, что вернется в ВИШ МИФИ через год на преддипломную практику.