Двадцать шестой научно-методический вебинар из серии «Методические вопросы деятельности ПИШ и лучшие практики инженерного образования» прошел 19 сентября и был посвящен теме «Геометрическое ядро C3D для решения задач Передовых инженерных школ». С докладом выступили представители АО «АСКОН», ведущего российского разработчика программного обеспечения для инженеров.
Семинар открыла руководитель образовательной программы «АСКОН» Ольга Чернядьева, которая обозначила ключевую цель встречи — показать, как отечественные технологии могут стать основой для выполнения коммерческих проектов и интеграции в образовательные программы ПИШ.
Она подчеркнула, что геометрическое ядро C3D, являясь основой всего портфеля продуктов компании, может стать ключевым инструментом для ПИШ как при выполнении проектов для промышленных партнеров, так и для подготовки нового поколения инженеров-разработчиков.
По словам представительницы компании «АСКОН», геометрическое ядро — это фундаментальный компонент любой современной системы автоматизированного проектирования (САПР), отвечающий за построение и управление геометрией объектов. C3D является одним из пяти в мире независимых коммерческих ядер и основой для всего портфеля продуктов «АСКОН», а также решений партнеров по Консорциуму развития. Участникам семинара представили структуру C3D Toolkit, включающую модули для моделирования, параметрики, визуализации и конвертации данных.
Ольга Чернядьева отметила, что ядро позволяет Передовым инженерным школам разрабатывать собственные специализированные программные продукты для решения узких задач, поступающих от промышленных партнеров. Это открывает возможность закрывать импортозависимые «лакуны» на рынке, создавая конкурентоспособные отечественные аналоги зарубежного ПО, при этом все права на разработку остаются у вуза.
В качестве успешного примера реализации такого подхода был приведен Севастопольский государственный университет, который на базе ядра C3D разработал собственную САПР «КамА» для моделирования сложных высокочастотных радиоэлектронных систем. Этот продукт уже востребован в радиоэлектронной отрасли. Также были показаны примеры использования ядра в самых разных областях — от машиностроения и строительства (BIM) до медицины.
Ольга Чернядьева представила практические инструменты интеграции C3D в учебный процесс, среди которых — хакатон C3D KiТ для студенческих команд с очным финалом в Тюмени 25–26 ноября, проектная деятельность в сотрудничестве с ведущими вузами, номинация «Разработчик САПР» во Всероссийском инженерном конкурсе для дипломных работ, а также оплачиваемые стажировки для студентов в C3D Labs с перспективой дальнейшего трудоустройства.
Вторую часть семинара провел руководитель образовательного отдела C3D Labs Александр Спиваков. Он раскрыл суть и сферы применения геометрического ядра C3D. Он пояснил, что ядро решает две основные группы задач: внутренние, связанные с математическим моделированием геометрических форм (построение тел, создание гладких сопряжений, расчет механических сборок), и внешние, обеспечивающие взаимодействие с пользователем и другими системами (визуализация, параметрическое проектирование, обмен данными). Эксперт подчеркнул, что, несмотря на сложность внутренней математики, ядро предоставляет разработчикам удобные инструменты для работы на уровне предметной области, абстрагируясь от низкоуровневых вычислений. Он отметил, что C3D является одним из пяти коммерческих ядер в мире и играет критическую роль в цифровом проектировании, поскольку любое современное промышленное изделие сначала создается в цифровом виде. Выступление завершилось тезисом о том, что использование собственного геометрического ядра наиболее оправдано при создании специализированных САПР-решений, где требуется глубокая работа с нестандартной геометрией.
В заключительной части семинара участники обсудили практические вопросы взаимодействия. Представители «АСКОН» выразили готовность консультировать вузы по включению работы с геометрическим ядром в учебные планы и оказывать поддержку в реализации совместных проектов.
«Сотрудничество с Передовыми инженерными школами – это стратегически важное направление для нас. Оно позволяет не только готовить кадры для отечественной IT-индустрии, но и совместно создавать новые технологические решения, укрепляя технологический суверенитет страны», – подвела итог Ольга Чернядьева.
Запись семинара и презентации будут доступны на портале Передовых инженерных школ.