Размер шрифта
A
A
A
Цвет сайта
A
A
A
A
A
Изображения
Интервал между буквами
АБВ
АБВ
АБВ
Интервал между строчками
Нормальный
Увеличенный

Форма поиска

25 апреля 2025

Представителям «Росатома» рассказали о «бутиковой» подготовке кадров в МИФИ

В какой степени подготовка студентов в МИФИ соответствует потребностям предприятий «Росатома»? Как увеличить количество выпускников, идущих работать в Государственную корпорацию? Этим проблемам был посвящен Круглый стол в рамках Карьерного форума «Росатома» в «МИФИ», состоявшийся 24 апреля.

 

 

Открывая заседание Круглого стола, проектор НИЯУ МИФИ Елена Весна подчеркнула важность таких встреч: университет динамично развивается, поэтому представления о вузе и его возможностях, которые сформировались в прошлом, могут устареть, а это, в свою очередь, может приводить к «нестыковкам восприятия» с партнерами из «Росатома».

В своем выступлении проректор МИФИ отметила, что наш университет, сохраняя свое лидерство в научном сфере, одновременно является и ключевым поставщиком кадров для предприятий атомной отрасли, работая по их заказу и под конкретные задачи.

Будучи одним из лучших университетов России согласно данным многочисленных национальных и международных рейтингов, МИФИ дает своим студентам «бутиковую» подготовку  на региональных площадках, где с первых  курсов обучающиеся погружаются в проблемы конкретных предприятий. «Наша система подготовки кадров совместно с ГК «Росатом» уникальна - я думаю, этот тезис неоспорим!», - констатировала Елена Весна.

Средний балл ЕГЭ является важнейшим показателем качества приема в вузы, и по этому параметру московская площадка МИФИ входит в ТОП-2 среди технических университетов России, а по целому ряду специальностей, в том числе по всем направлениям, которые являются профильными для «Росатома» занимает первое место в стране. Университет занимает первое место в стране по количеству направлений подготовки с лучшими баллами ЕГЭ, опережая ведущие крупные многопрофильные университеты. В большинстве филиалов МИФИ качество приема выше среднего по региону (многие входят в 30% лучших по этому показателю) и это несмотря на то, что наши филиалы часто расположены в закрытых городах.

Образовательные программы МИФИ предполагают не только фундаментальную базовую подготовку, но и продвинутые цифровые и «мягкие» навыки. МИФИ учит студентов работать в командах и быть лидерами, способными управлять крупными проектами – это особо востребованные сегодня компетенции.

В своей образовательной деятельности МИФИ исходит из сформированной модели выпускника, согласно которой выпускник МИФИ - это человек, который способен генерировать новые идеи, популяризировать исследовательские задачи, предлагать нестандартные решения и главное - способен  воплощать идеи в жизнь. Елена Весна выразила уверенность, что МИФИ обладает всеми возможностями закрыть растущие потребности атомной отрасли в специалистах широкого спектра: от лидера проекта  до исполнителя с уникальными компетенциями, обеспечивающими высокое качество решения задач.

 

 

Своеобразной конкретизацией озвученных тезисов стали выступления представителей институтов МИФИ.

Директор Института лазерных и плазменных технологий Андрей Кузнецов подчеркнул, что студенты уже на ранних этапах обучения вовлекаются в реальные научные исследования. Андрей Кузнецов также рассказал о новых образовательных программах Института ЛаПлаз, включающих подготовку математиков, специализирующихся на обработке больших данных.

Заместитель директора Института ядерной физики и технологий Георгий Тихомиров описал те «треки», которые проходят учащиеся ИЯФиТ, особо подчеркнув, что многие программы магистратуры «окрашены» интересами предприятий «Росатома». Тем не менее, констатировал Георгий Тихомиров, «Росатому» приходится конкурировать за выпускников с Курчатовским институтом, ОИЯИ, Академией наук… и самим МИФИ.

Директор Инженерно-физического института биомедицины Александр Гармаш отметил, что развиваемые в ИФИБ образовательные программы одновременно соответствуют стратегии «Росатома» на создание новых бизнесов и курсу России на достижение импортонезависимости в медицинской сфере. Решение встающих в этой связи научно-технологических задач возможно только через работу междисциплинарных команд, включающих инженеров-физиков, биологов, и химиков, а также врачей как заказчиком разрабатываемых продуктов.

И.о. директора Института интеллектуальных кибернетических систем Константин Когос начал свое выступление с того, что ИИКС является крупнейшим институтом МИФИ, сегодня в нем учится более 2,5 тысячи учащихся. Имея традиционно сильные компетенции в сфере информационной безопасности и разработке системного ПО, ИИКС вкладывает большие ресурсы в развитие подготовки по направлениям искусственного интеллекта и анализа данных. Отдельно Константин Когос рассказал программе подготовке специалистов по разработке доверенных программно-аппаратных комплексов.

Заместитель директора Института физико-технических интеллектуальных систем Елена Рябева рассказала, что ИФТИС был создан в 2018 году чтобы готовить кадры – прежде всего инженеров-разработчиков – для некоторых предприятий Госкорпорации «Росатом», находящихся в московском регионе.  Для решения этой задачи  институт  в тесном контакте с предприятиями- партнерами перепроектировал образовательные программы с учетом конкретных запросов работодателей. Сегодня работодатели оценивают такой опыт сотрудничества крайне успешным, а качество подготовки специалистов на базе НИЯУ МИФИ  очень высоким.

Старший научный сотрудник Центра радиофотоники и СВЧ-технологий Института нанотехнологий в электронике, спинтронике и фотонике Юрий Сибирмовский прежде всего напомнил, что МИФИ – старейший в России вуз, который занимается электроникой, здесь возникла первая в СССР кафедра микроэлектроника, и сегодня сочетание фундаментальной научной и прикладной подготовки позволяет выпускникам ИНТЭЛ проектировать «устройства будущего». Институт готов к сотрудничеству с  предприятиями – заказчиками в этой области.

В ходе последующей дискуссии представители предприятий «Росатома» интересовались использованием таких инструментов взаимодействия вуза и работодателя, как целевой набор, создание базовых кафедр, студенческая практика. Проблема, как отметил Георгий Тихомиров, заключается не в том, чтобы направить студентов на предприятие на практику, а в том, чтобы их там потом удержать уже в качестве трудоустроенных специалистов.

Круглый стол завершился экскурсией представителей предприятий по научным центрам и лабораториям МИФИ. Участники круглого стола были рады возможности узнать о современной научно-образовательной повестке университета и перспективах сотрудничества в рамках программы развития НИЯУ МИФИ.

Ошибка в тексте: