Методический центр «Передовые инженерные школы» (ПИШ) НИЯУ МИФИ 21 марта провел вебинар, посвященный актуальным вопросам и лучшим практикам сетевого взаимодействия между университетами. Мероприятие было направлено на поддержку развития сетевых форм реализации образовательных программ в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы».
Руководитель МЦ ПИШ НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров представил доклад, посвященный ключевым показателям сетевого взаимодействия в рамках федерального проекта ПИШ. Он подчеркнул важность сетевого взаимодействия для достижения целей проекта и подробно остановился на требованиях к выполнению целевых показателей.
Георгий Тихомиров детально рассмотрел нормативную базу, регулирующую сетевое взаимодействие в образовании. Особое внимание он уделил Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), с учетом последних изменений, внесенных 11 марта 2025 года. Статья 15 закона «Сетевая форма реализации образовательных программ» определяет основные рамки для работы в этом направлении.
Ключевым аспектом, по словам руководителя методического центра, является наличие актуальных договоров о сетевой форме реализации образовательных программ между организациями. Базовая организация выдает диплом об образовании, а организация-участник реализует отдельные модули, как в очном, так и в онлайн формате. Важность этого аспекта связана с необходимостью ссылаться на эти договора при расчете показателей.
Георгий Тихомиров обратил внимание участников вебинара на то, что финансирование сетевых образовательных программ должно соответствовать законодательству. По его словам, в законе «Об образовании» содержится отсылка на возможность безвозмездной реализации таких программ или на необходимость подписания договора между участниками.
Руководитель методического центра рекомендовал участникам проекта внимательно ознакомиться с примерной формой договора о сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 года (с изменениями от 21 февраля и 26 июля 2022 года).
Кроме того, в ходе вебинара были представлены Методические рекомендации по применению механизмов финансового обеспечения реализации образовательных программ в сетевой форме, разработанные Рабочей группой Министерства науки и высшего образования РФ. Документ определяет схему финансового обеспечения масштабных сетевых программ, предусматривающих перемещение и зачисление студентов в принимающие вузы.
В своем выступлении Георгий Тихомиров также акцентировал внимание слушателей на актуальных документах Федерального проекта «Передовые инженерные школы», регламентирующих сетевое взаимодействие, их содержании и применении на практике и рекомендовал к ознакомлению сборник статей «Сетевые образовательные программы как механизм повышения качества образования в университете», подготовленный НИУ ВШЭ.
В ходе семинара опытом реализации образовательных и дополнительных образовательных программ в сетевой форме поделились представители передовых инженерных школ. Это позволило участникам, только начинающим работу в этом направлении, ознакомиться с передовыми подходами и практическими аспектами работы.
Представитель ПИШ НГУ Сергей Седых рассказал об успешной реализации программы Цифровой кафедры «Практическая биоинформатика и молекулярная биология» и пяти образовательных продуктов в сетевом «цифровом» формате, подчеркнув эффективность онлайн-взаимодействия в современной образовательной среде. Начальник управления образовательных программ ПИШ «Промхимтех» КНИТУ Анна Эбель представила опыт своего университета в сетевых формах образования, продемонстрировав разнообразие подходов к реализации таких программ.
Директор ПИШ СПбГМТУ «Судостроение Индустрии 4.0» Олег Тимофеев выступил с сообщением об опыте организации сетевого обучения курсантов Военно-учебного Научного центра МО РФ на базе лабораторий ПИШ, оснащенных самым современным оборудованием и научно-учебными стендами по направлениям судового машиностроения, морского приборостроения и кораблестроения. В ПИШ СПбГМТУ и ВУНЦ ВМФ РФ ведётся подготовка по направлению 26.02 (специалитет). Сотрудничество позволяет не только значительно повысить подготовку курсантов, будущего инженерного состава офицеров ВМФ, но и найти точки профессионального соприкосновения преподавателей ПИШ для решения актуальных исследовательских задач МО. Тем не менее, организация сетевого обучения между вузами Минобрнауки и Минобороны, по мнению Олега Тимофеева, требует корректировки ряда нормативных документов.
Заместитель директора ПИШ ИТМО Азиза Орипова рассказала о результативном сотрудничестве Университета ИТМО и Высшей школы нефти и ПАО «Татнефть» в подготовке инженеров будущего, отметив значение партнерства с индустриальными компаниями. Начальник методического отдела ПИШ «Школа медицинской инженерии» РНИМУ Надежда Богуш представила новый опыт сетевой магистратуры, разработанной в медицинской ПИШ, подчеркнув специфику сетевого взаимодействия в сфере здравоохранения.
Заместитель директора ПИШ КАИ Рустем Аксянов поделился опытом международного и межвузовского сетевого взаимодействия, рассказав о сотрудничестве с китайскими и немецкими инженерными университетами, Казанским государственным аграрным университетом, СарФТИ НИЯУ МИФИ и Белорусским государственным технологическим университетом, подчеркнув широкий спектр возможностей для сетевого сотрудничества.
Семинар стал важной площадкой для обмена опытом и обсуждения перспектив развития сетевого взаимодействия между передовыми инженерными школами, которые будут способствовать повышению качества инженерного образования и подготовке высококвалифицированных кадров для российской промышленности.