Размер шрифта
A
A
A
Цвет сайта
A
A
A
A
A
Изображения
Интервал между буквами
АБВ
АБВ
АБВ
Интервал между строчками
Нормальный
Увеличенный

Форма поиска

28 марта 2025

Новые возможности сетевого взаимодействия обсудили участники вебинара МЦ ПИШ

Методический центр «Передовые инженерные школы» (ПИШ) НИЯУ МИФИ 21 марта провел вебинар, посвященный актуальным вопросам и лучшим практикам сетевого взаимодействия между университетами. Мероприятие было направлено на поддержку развития сетевых форм реализации образовательных программ в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы».

Руководитель МЦ ПИШ НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров представил доклад, посвященный ключевым показателям сетевого взаимодействия в рамках федерального проекта ПИШ. Он подчеркнул важность сетевого взаимодействия для достижения целей проекта и подробно остановился на требованиях к выполнению целевых показателей.

Георгий Тихомиров детально рассмотрел нормативную базу, регулирующую сетевое взаимодействие в образовании. Особое внимание он уделил Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), с учетом последних изменений, внесенных 11 марта 2025 года. Статья 15 закона «Сетевая форма реализации образовательных программ» определяет основные рамки для работы в этом направлении.

Ключевым аспектом, по словам руководителя методического центра, является наличие актуальных договоров о сетевой форме реализации образовательных программ между организациями. Базовая организация выдает диплом об образовании, а организация-участник реализует отдельные модули, как в очном, так и в онлайн формате. Важность этого аспекта связана с необходимостью ссылаться на эти договора при расчете показателей.

Георгий Тихомиров обратил внимание участников вебинара на то, что финансирование сетевых образовательных программ должно соответствовать законодательству. По его словам, в законе «Об образовании» содержится отсылка на возможность безвозмездной реализации таких программ или на необходимость подписания договора между участниками.

Руководитель методического центра рекомендовал участникам проекта внимательно ознакомиться с примерной формой договора о сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 года (с изменениями от 21 февраля и 26 июля 2022 года).

Кроме того, в ходе вебинара были представлены Методические рекомендации по применению механизмов финансового обеспечения реализации образовательных программ в сетевой форме, разработанные Рабочей группой Министерства науки и высшего образования РФ. Документ определяет схему финансового обеспечения масштабных сетевых программ, предусматривающих перемещение и зачисление студентов в принимающие вузы.

В своем выступлении Георгий Тихомиров также акцентировал внимание слушателей на актуальных документах Федерального проекта «Передовые инженерные школы», регламентирующих сетевое взаимодействие, их содержании и применении на практике и рекомендовал к ознакомлению сборник статей «Сетевые образовательные программы как механизм повышения качества образования в университете», подготовленный НИУ ВШЭ.

В ходе семинара опытом реализации образовательных и дополнительных образовательных программ в сетевой форме поделились представители передовых инженерных школ. Это позволило участникам, только начинающим работу в этом направлении, ознакомиться с передовыми подходами и практическими аспектами работы.

Представитель ПИШ НГУ Сергей Седых рассказал об успешной реализации программы Цифровой кафедры «Практическая биоинформатика и молекулярная биология» и пяти образовательных продуктов в сетевом «цифровом» формате, подчеркнув эффективность онлайн-взаимодействия в современной образовательной среде. Начальник управления образовательных программ ПИШ «Промхимтех» КНИТУ Анна Эбель представила опыт своего университета в сетевых формах образования, продемонстрировав разнообразие подходов к реализации таких программ.

Директор ПИШ СПбГМТУ «Судостроение Индустрии 4.0» Олег Тимофеев выступил с сообщением об опыте организации сетевого обучения курсантов Военно-учебного Научного центра МО РФ на базе лабораторий ПИШ, оснащенных самым современным оборудованием и научно-учебными стендами по направлениям судового машиностроения, морского приборостроения и кораблестроения. В ПИШ СПбГМТУ и ВУНЦ ВМФ РФ ведётся подготовка по направлению 26.02 (специалитет). Сотрудничество позволяет не только значительно повысить подготовку курсантов, будущего инженерного состава офицеров ВМФ, но и найти точки профессионального соприкосновения преподавателей ПИШ для решения актуальных исследовательских задач МО. Тем не менее, организация сетевого обучения между вузами Минобрнауки и Минобороны, по мнению Олега Тимофеева, требует корректировки ряда нормативных документов.

Заместитель директора ПИШ ИТМО Азиза Орипова рассказала о результативном сотрудничестве Университета ИТМО и Высшей школы нефти и ПАО «Татнефть» в подготовке инженеров будущего, отметив значение партнерства с индустриальными компаниями. Начальник методического отдела ПИШ «Школа медицинской инженерии» РНИМУ Надежда Богуш представила новый опыт сетевой магистратуры, разработанной в медицинской ПИШ, подчеркнув специфику сетевого взаимодействия в сфере здравоохранения.

Заместитель директора ПИШ КАИ Рустем Аксянов поделился опытом международного и межвузовского сетевого взаимодействия, рассказав о сотрудничестве с китайскими и немецкими инженерными университетами, Казанским государственным аграрным университетом, СарФТИ НИЯУ МИФИ и Белорусским государственным технологическим университетом, подчеркнув широкий спектр возможностей для сетевого сотрудничества.

Семинар стал важной площадкой для обмена опытом и обсуждения перспектив развития сетевого взаимодействия между передовыми инженерными школами, которые будут способствовать повышению качества инженерного образования и подготовке высококвалифицированных кадров для российской промышленности.

 

Ошибка в тексте: