11 апреля в НИЯУ МИФИ стартовал образовательный форум «Атомная школа», который университет организует совместно с Госкорпорацией «Росатом». Четыре дня участники форума будут задавать вопросы, делиться идеями, узнавать последние новости из мира науки от ведущих экспертов атомной отрасли, посещать самые современные промышленные предприятия и научные лаборатории.
В этом году для участия в «Атомной школе» было подано 453 заявки.
По итогам отбора приглашены 154 студента из 57 вузов, расположенных в 24 субъектах Российской Федерации.
Приветственное письмо участникам форума направил заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко.
«Открытия в атомной отрасли стали поистине революционными и определили ход истории. Сегодня атомная отрасль имеет особое стратегическое значение, от нее напрямую зависит безопасность России и ее обороноспособность. Успехи отрасли – это, прежде всего, люди, их знания, самоотверженный труд и талант. Я надеюсь, что в будущем ваши достижения откроют новые перспективы развития ядерных технологий», – говорится в письме.
Поприветствовал студентов «Атомной школы» и ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко. Он пожелал всем новых знаний и хороших эмоций, напомнил о том, что участие в образовательном форуме учитывается при поступлении в магистратуру и аспирантуру университета.
Первым мероприятием «Атомной школы» стала оживленная панельная дискуссия «Развитие инновационных технологий как двигателя науки», на которой выступили проректор НИЯУ МИФИ Елена Весна, руководитель олимпиады «Я – профессионал» (флагманский проект АНО «Россия – страна возможностей») Валерия Касамара, заместитель генерального директора по развитию и международному бизнесу АО «Наука и инновации» (научный дивизион Госкорпорации «Росатом») Петр Зеленов и генеральный продюсер АНО «Национальные приоритеты» Глеб Федоров.
Во время дискуссии студентам предложили ответить на несколько вопросов. Оказалось, самыми перспективными направлениями развития науки и технологий участники «Атомной школы» считают искусственный интеллект, нейронные сети, ядерную медицину, наноматериалы, тормозят процесс внедрения инноваций бюрократия, недостаточное финансирование, нехватка кадров, а стимулами для исследовательской деятельности служат интерес, желание помогать людям и стремление узнавать новое.
«Ответы показывают, что здесь собрались профессионалы, которые интересуются наукой, готовы открывать новое и достаточно свободно мыслят для того, чтобы выдвигать нестандартные, «перпендикулярные» идеи. Технологии сегодня развиваются очень быстро, стремительно меняют реальность. Мир, где большую роль играет искусственный интеллект, будет сильно отличаться от того, в котором мы живем сейчас. Но нейросетям не под силу генерировать новые идеи, а стремление человека к познанию и творчеству, способность ставить и решать масштабные задачи непреходящи. Для того чтобы родилась прорывная идея, необходимо выходить за узкие рамки профессиональных компетенций, изучать гуманитарные науки, интересоваться историческим контекстом, думать не только о самореализации, но и о служении на благо человечества», – прокомментировала результаты опроса Елена Весна.
Заместитель генерального директора по развитию и международному бизнесу АО «Наука и инновации» Петр Зеленов отметил необходимость привлечения молодых ученых к решению технологических задач: «Кадры решают все: без людей, которые обладают конкретными технологическими знаниями и умениями, без людей, которые готовы сращивать свои умения с тем, что нужно рынку, и предлагать готовые решения, просто невозможно решить задачи технологической отрасли» – сказал Петр Зеленов.
Поддержал представителя «Росатома» Глеб Федоров, который уверен, что профессия инженера должна стать модной, а задача молодых ученых – не только разрабатывать новые материалы и технологии, но и увлекать своими идеями других, выполняя роль популяризаторов науки, сформировав запрос на высококачественную отечественную продукцию.
«Если вы совершили научное открытие, но не сумели интересно рассказать о нем, часть работы не выполнена. Важно все: найти новую технологию, вывести ее на рынок, научиться рассказывать о своей деятельности», – считает Федоров.
Но наладить производство и вывести на рынок инновационный продукт в одиночку невозможно. Развивая эту мысль, Валерия Касамара обратила внимание участников «Атомной школы» на такой важный момент как умение работать в команде.
«Молодые талантливые ребята не всегда любят и умеют работать в команде. Но сегодня любая инновация стирает разделение между фундаментальной и прикладной наукой, требует воплощения, а, значит, командного подхода. Поэтому очень важно научиться создавать мультидисциплинарные команды для решения конкретных задач», – уверена Касамара.
Студенты, включившись в дискуссию, тоже делились своими соображениями по поводу развития науки и технологий, задавали спикерам умные и неожиданные вопросы. Участников «Атомной школы» интересовало многое: как молодому специалисту проявить себя, работая с более опытными коллегами, насколько важно в наше время уметь принимать быстрые решения, можно ли ускорить внедрение инновационных разработок, как заинтересовать физикой школьников, что важнее для карьеры – расширять или углублять знания, как найти свое призвание?
По мнению Валерии Касамары, верными спутниками на пути профессионального развития для студентов станут неугомонность и интеллектуальное любопытство.
Петр Зеленов считает, что важно определиться, кем хочется стать – экспертом или руководителем. Для эксперта главное постоянно углублять знания в своей области, для руководителя – расширять знания, чтобы уметь правильно действовать в нестандартных ситуациях, принимать верные управленческие решения.
Елена Весна посоветовала студентам как можно раньше включаться в решение конкретных задач, именно такая тактика профессионального развития поможет понять, каких знаний, навыков и компетенций не хватает.
«Каждое быстрое и верное решением, как правило, результат долгих изысканий и размышлений. Молодым ученым в помощь – интуиция и широкий кругозор. Как ни странно, для успешной карьеры физику очень важно знать не только свой предмет, но интересоваться музыкой, живописью, литературой. Благодаря этому и самый главный проект – наша жизнь – становится более ярким и удачным», – сказала проректор НИЯУ МИФИ.
И добавила, что всех участников «Атомной школы» ждет интересная, насыщенная программа. Лекции, экскурсии, интеллектуальные игры, дискуссии, мастер-классы помогут лучше понять, как сегодня развивается атомная отрасль, какие направления наиболее актуальны, где особенно востребованы молодые специалисты с их огромным творческим потенциалом.