29 ноября в Санкт-Петербурге на Международном форуме-выставке «Российский промышленник» прошла серия мероприятий, посвященная проекту «Передовые инженерные школы» (ПИШ). Их организатором выступил НИЯУ МИФИ.
Во время панельной сессии
Новый формат
Фактически произошел настоящий смотр передовых инженерных школ. Представители вузов – участников проекта провели презентации своих школ и можно было увидеть, как в России, в ее лучших университетах возникает новый, прогрессивный формат инженерного образования, предполагающий тесное взаимодействие с индустриальными партнерами, участие студентов в реальных инженерных проектах, присутствие учащихся в цехах и лабораториях высокотехнологичных компаний, их работу в междисциплинарных и межфункциональных командах.
Благодаря ПИШ студентам и сотрудникам университетов выпадает возможность участвовать в решении очень интересных задач, которые специалисты часто называют фронтирными. Например, в Казанском федеральном университете совместно с КАМАЗом студенты заняты конструированием «коботов» – так называемых «коллаборативных роботов», которые работают только в паре с человеком и в отличие от больших автоматизированных линий подходят для небольших производственных компаний. А в Самарском университете им. С.П. Королева пытаются добиться интенсификации производственных процессов на предприятиях Роскосмоса и Объединенной двигателестроительной корпорации.
Как правило, в проектах ПИШ задействованы студенты магистратуры, но иногда в них вовлекают и первокурсников, а в Нижегородском госуниверситете им. Р.Е. Алексеева создали образовательную платформу, которая предполагает дополнительное образование также для дошкольников и школьников.
Иногда инженерная школа может сама стать источником нового бизнеса, во всяком случае в Российском химико-технологическом университете им. Д.И. Менделеева обещают наладить работу в форме стартап-студии, которая будет выпускать на рынок студенческие (или предполагающие участие студентов) проекты в сфере импортозамещения.
Образование нужно менять!
После презентаций отдельных школ прошла панельная сессия «Передовая инженерная школа: особенности подготовки инженерной элиты», на которой эксперты постарались выяснить, как именно должно быть перестроено современное инженерное образование. Директор Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха Илья Дубинский сказал, что во всем мире сегодня сложилось мнение: инженерное образование надо менять. MIT шесть лет назад полностью «пересобрал» свою систему подготовки инженеров и сейчас готовится к новой реформе.
Что же нужно?
Нужны выпускники, которые получили опыт полезной инновационной и исследовательской деятельности еще в годы студенчества и при этом умели работать в кросс-функциональных командах, где нужно общаться с представителями других профессий.
Нужно, чтобы исследовательская деятельность была переориентирована с «процессного» на «проектный» формат – чтобы вместо исследований ради исследований была работа ради достижения полезного результата.
Нужна экосистема, связывающая школу и индустрию.
Нужно сетевое образование, когда в одних проектах участвуют разные университеты.
Нужен доступ к редким, дорогостоящим IT-ресурсам.
И стоит отметить, что если судить по прошедшим перед панельной сессией презентациям, то в рамках проекта ПИШ уже отрабатываются многие элементы указанного Ильей Дубинским «идеального инженерного образования».
Лучшие практики для инженерного спецназа
Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко в своем выступлении отметил, что сегодня не существует того золотого стандарта, на который можно было бы ориентироваться при реформировании инженерного образования. Однако в России есть многовековая традиция такого образования, есть «техносферные университеты», есть дети, которые по своей подготовке не уступают зарубежным сверстникам, и – что особенно важно – у партнеров есть фронтирные задачи, поскольку передовые инженерные школы нужны только тем, кто четко нацелился и стремится стать лидером.
В то же время Владимир Шевченко подчеркнул, что у современного инженерного образования есть четыре серьезные проблемы. Во-первых, те, кто готовятся стать инженером, часто не имеют представления о системном инжиниринге. Во-вторых, за пределами их кругозора иногда остаются представления о цифровом инжиниринге. В-третьих, к числу «дефицитных знаний» может также относиться понимание экономической рамки, в которой происходят инженерные разработки. Наконец, в дефиците бывает гуманитарное измерение инженерии, которое, в частности, включает в себя такие вопросы, как красота и дизайн изделий. По словам Владимира Шевченко, многие всемирно известные корпорации смогли продвинуться не в последнюю очередь за счет именно красоты их продукции. Ситуацию же в России в этой сфере ректор НИЯУ МИФИ охарактеризовал как «колоссальный провал».
Выступавший на сессии последним проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Алексей Боровков отметил, что концентрация усилий на подготовку инженеров, способных к исследовательской работе и созданию инноваций, не является задачей всего инженерного образования, речь идет только об «инженерном спецназе», который будет включать в себя, может быть, 2% будущих инженеров, но именно их подготовка требует больших ресурсов: для 20 магистрантов нужен бюджет НИОКР порядка 100 млн рублей.
Владимир Шевченко также сообщил, что в будущем году предстоит создание «белой книги», в которой будут собраны все лучшие практики, выработанные в ходе реализации проекта «Передовые инженерные школы». Также в будущем году в рамках ПИШ планируется организация мобильности студентов – чтобы познакомить их с особенностями разных школ.
НИЯУ МИФИ является одним из операторов проекта «Передовые инженерные школы», отвечающим за методическое и методологическое сопровождение проекта. В этом году в НИЯУ МИФИ создан Методический центр «Передовые инженерные школы», и.о. руководителя которого назначен профессор Георгий Тихомиров.