Ректор НИЯУ МИФИ Владимира Шевченко прочитал лекцию «Философия науки. Кто такой инженер-физик?» на Международной выставке-форуме «Россия». Он рассказал, почему настоящий ученый ничего не изобретает, и почему современному инженеру недостаточно просто хорошо разбираться в технологиях.
Начал ректор с краткого экскурса в историю науки. Люди с древнейших времен стремились познать сотворенный мир, пытались понять, как он устроен и какое место они в нем занимают. Пример такого подхода к научным изысканиям замечательно сформулировал Альберт Эйнштейн. Когда ученого спрашивали, что заставляет его заниматься наукой, он отвечал: «Я хочу знать замыслы Бога, все остальное – детали». Другой принцип познания мира зашифрован в словах известного русского биолога и выдающегося селекционера Ивана Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». Возможно, для современного человека этот лозунг звучит не слишком экологично, но он тоже работает.
Какие мотивы двигают исследователями? Чего они стремятся достичь, изучая законы Вселенной? В качестве примера небанального ответа на эти вопросы Владимир Шевченко привел разговор, который произошел лет 40 тому назад между премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер и молодым ученым-теоретиком из европейской организации по ядерным исследованиям (CERN) Джоном Эллисом. На вопрос Тэтчер, чем он занимается, Эллис ответил, что думает об экспериментах, которые могли бы провести его коллеги, и надеется, что полученные результаты будут отличаться от его предположений и научных прогнозов.
«Ученый делает прогноз и надеется, что он не подтвердится. Потому что ученый ищет новое знание. Чем более неожиданным, диким является результат эксперимента, тем более ценен он для науки. Настоящий ученый ничего не изобретает, он ищет факты, которые существуют независимо от него, и открывает новое. Настоящий инженер имеет цель и план, как ее достичь. Инженер не открывает, а создает новое – те объекты, которые до него не существовали», – считает Владимир Шевченко.
Ректор напомнил слушателям о том, что в допетровскую эпоху инженеров называли «розмыслами», и это очень точное слово – «розмысл» должен был всесторонне «обмозговать» поставленную задачу, опираясь на свои знания, опыт, изобретательность, и найти наилучшее решение.
Как заметил однажды физик, один из создателей квантовой электродинамики Фримен Дайсон, новые направления в науке гораздо чаще возникают благодаря новым инструментам, а не новым концепциям.
«Фундаментальная наука способствует созданию новых технологий. Но происходит и наоборот. И зачастую фундаментальная наука выступает в роли заказчика новых технологий», – сказал ректор.
Так, например, изобретение лазерного интерферометра позволило провести регистрацию гравитационной волны. В XX веке возникло понимание, что у атома (от греческого atomos- неделимый) есть структура. Это знание породило развитие новых технологий. Современные технологии лазеров, радиофотонов, ускорителей заряженных частиц невероятно сложны, являясь одновременно и релятивистскими, и квантовыми.
В XVIII веке развивались механика и термодинамика, в XIX –электромагнетизм, в XX – квантовая механика и ядерная физика. Мы живем в XXI веке и, по мнению Владимира Шевченко, возможно, стоим на пороге новых открытий и принципиально новых технологий, связанных с исследованиями в области квантовой физики.
«В МИФИ мы исходим из того, что современный инженер – человек, способный не только хорошо разбираться в технологиях, но и создавать новые. Те блестящие инженеры, которые вышли из стен нашего университета, порой имеют дело с системами настолько сложными, что управлять ими, обеспечивать их бесперебойную и безопасную работу без всесторонних знаний невозможно. Передовые инженерные задачи настолько сложны, что их не решить без фундаментального научного подхода», – уверен Владимир Шевченко.
К тому же, по словам ректора, современному инженеру не обойтись и без знания информационных технологий, ведь жизнь любого объекта сегодня проходит в двух мирах – физическом и цифровом.
Лекция (прошедшая при поддержке Российского общества «Знание») получилась не только интересной, познавательной, но и вдохновляющей. Учиться, совершать открытия, придумывать что-то новое, способное, если не изменить мир, то хотя бы сделать его немного лучше, что может быть увлекательнее?
Посмотреть видеозапись лекции Владимира Шевченко можно здесь.