В НИЯУ МИФИ в онлайн-формате прошел IV Всероссийский обучающий семинар-совещание «Правовые и организационные основания государственного надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность в сфере теологического (религиозного) образования».
Организаторами мероприятия выступили Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА) и НИЯУ МИФИ при подержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). В совещании приняли участие руководители ряда вузов — светских и конфессиональных, руководители образовательных программ по направлению подготовки «Теология», а также эксперты и кандидаты в эксперты НОТА.
Участникам совещания зачитали приветствие от председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора ОЦАД, президента НОТА митрополита Волоколамского Илариона.
На открытии совещания выступил ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин. Он отметил, что в последние годы растет интерес к теологии со стороны исламских вузов. «В этой связи одна из ключевых проблем — подготовка экспертов по исламской теологии. Важно, что в реализации этого проекта задействованы специалисты Рособрнадзора», - подчеркнул Р. Мухаметшин.
Заместитель руководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова рассказала о новеллах в регламентации образовательной деятельности. Прежде всего, речь шла о новом положении в лицензировании образовательной деятельности, которое вступает в силу в 1 января 2021 года. Изменения в документ внесены с учетом пожеланий вузов. Так, онлайн-курсы и обучающие цифровые платформы теперь смогут официально получить лицензию на образование. В новом положении нет требования о наличии материально-технического обеспечения в части реализации программ на основе дистанционных технологий и электронного обучения. Новое положение будет действовать ровно год, и за это время, по словам Кочетовой, Рособрнадзор планирует протестировать работу вузов по новым правилам, собрать отзывы и оценки и продолжить работу по совершенствованию лицензионной деятельности в области образования.
Ректор НИЯУ МИФИ Михал Стриханов в своем выступлении отметил: деятельность в области теологии выполняет, прежде всего, воспитательную функцию. Он напомнил, что в этом году приняты соответствующие поправки в Закон об образовании РФ. Их основная суть – воспитание молодежи в соответствии с задачами современного российского общества. По словам ректора НИЯУ МИФИ, взаимодействие государства и конфессий играет все более важную роль в в духовно-нравственном образовании и воспитании молодежи.
О новой модели в контрольно-надзорной деятельности в рамках «регуляторной гильотины» рассказала начальник управления госуслуг Рособрнадзора Ольга Якимчук. Ключевыми элементами новой модели должны стать: переход от формальных процедур контроля, когда проверяются данные на бумаге, к реальной оценке знаний, смещение акцентов от проверок и наказаний по фактам выявленных нарушений к проведению мониторингов и выработке рекомендаций по развитию, реализация мер профилактики нарушений, дифференциация подходов к регламентации контрольно-надзорной деятельности по видам и уровням образования, привлечение к мониторингам высшего и среднего специального образования представителей работодателей. Новая модель начнет действовать также в 2021 году.
Новеллы в государственной аккредитации образовательной деятельности представила директор Росаккредагентства Лемка Измайлова. Она подчеркнула, что «основная новелла 2020 года — это, безусловно, пандемия». По ее словам, история с пандемией показала, что госструктуры, вопреки расхожему мнению, могут гибко и оперативно реагировать на внезапные масштабные вызовы. В частности, образовательные организации смогли в кратчайшие сроки организовать дистанционный формат обучения, а вузам в электронном формате были продлены лицензии на образовательную деятельность. Л. Измайлова также обратила внимание слушателей на изменения в нормативно-правовом сопровождении процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности. Основная новелла здесь: теперь при процедуре государственной аккредитации необходимо учитывать сведения о независимой оценке качества образования. Также сократился объем бумажных документов которые аккредитационная комиссия может запрашивать у организации.
Проректор Владимирского государственного университета Алексей Панфилов рассказал об опыте реализации образовательных программ в дистанционном формате. Он отметил, что внедрение любых цифровых решений требует большой работы в области информционной безопасности, а также остановился подробно на деятельности Центра сопровождения дистанционного обучения вуза.
Иерей Иоанн Парамонов, заведующий кафедрой теологии Миссионерского института Екатеринбургской епархии, сообщил, что сложившаяся весной 2020 года ситуация с пандемией внесла коррективы и в образовательно-воспитательный процесс в вузах Русской православной церкви. На дистанционную форму обучения были переведены семинарии, академии и целый ряд частных конфессиональных вузов, готовящих специалистов для различных направлений деятельности церкви. И. Парамонов рассказал об опыте дистанционного обучения в Миссионерском институте. Он также отметил, что новый формат обучения предоставляет широкий спектр возможностей для цифровизации телогического образования, совершенствования учебно-методических пособий и подходов к преподаванию в конфессиональном вузе.