10 ноября студенты первого курса ИФТЭБ НИЯУ МИФИ стали участниками интерактивной программы во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском.
Любите ли вы театр, как любим его мы? А задумывались ли вы когда-либо о том, как появился театр? Кем были первые актеры? Чем была первоначально сцена и от чего музыкантам в театре предназначена яма? Разобраться во всех этих вопросах и перенестись во времени и пространстве помогла эта интерактивная программа.
В ходе экскурсии ее участники познакомились с архитектурным обликом и убранством Дворца царя Алексея Михайловича, узнали об увлечении царя театром и о значимости этого увлечения для развития всего театрального искусства в России.
В 1672 г. возникает и русский профессиональный театр, в то время исключительно придворный. В дворцовых селах Преображенском, Коломенском, Измайлове ставились переводные пьесы. Играли их иноземцы Немецкой слободы и русские, в основном из числа подьячих Посольского приказа. Звучала непризнаваемая в официальной культуре инструментальная музыка. На сцене пели и танцевали.
Спектакли были в основном на библейские и исторические темы. Шли они очень долго: первая пьеса «Артаксерсово действо», поставленная 17 октября 1672 г., длилась 10 часов: царь сидел все это время, не вставая с места, а бояре стояли: в присутствии монарха им садиться не дозволялось!
Со смертью «тишайшего» государя перестал действовать и его театр, он возродился только при Петре I.
Сотрудники музея-заповедника «Коломенское» продемонстрировали основные принципы организации сценического пространства в древности и их трансформацию в современных условиях. И, конечно же, студенты попробовали себя в роли актеров и приняли участие в представлении вместе с античным богом Дионисом, покровителем театрального искусства.
Древнегреческий театр не был похож на театр в современном понимании во многих аспектах. Это касается, в первую очередь, самого термина «театр». Изначально театр — это не само здание и не абстрактный термин, а зрительные места (от греческого «театрон» — зрелище, место для зрелищ).
В театральном представлении должны были участвовать как зрители все жители города, никто не работал в дни представлений. Для неимущих горожан выделялись средства из общего фонда (это была идея правителя Перикла — правителя Афин). Лучшие места, ближе к орхестре, предоставлялись тем, кто обладал правом проэдрии (архонтам, жрецам, магистратам по делу культа, послам иностранных государств). Остальные делились без учета статуса зрителя, однако зрители рассаживались по местам, учитывая их принадлежности к определенной родовой общине — филе. С собой зрители приносили вино и еду.
Первокурсники примерили греческие одежды, вошли в образы актеров Древней Греции, разучили танец сиртаки и потом дружно танцевали под зажигательную музыку. Интерактивная программа произвела неизгладимое впечатление на всех участников, и мы благодарим сотрудников музея за их творческое отношение к истории изучения театра в Древней Греции и в России в ХVII веке. Программа была организована Культурно-историческим центром «Наше наследие» в рамках сотрудничества с МГОМЗ «Коломенское».