Сегодня, 6 июня, исполняется 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Этой дате посвящена акция в Студенческом читальном зале нашей библиотеки «Пушкинские дни НИЯУ МИФИ», которая проходит с 20 мая по 30 июня.
Книжная выставка в библиотеке НИЯУ МИФИ
В библиотеке появилась фотозона – можно сделать веселое селфи с Александром Сергеевичем, на экранах идут видеосюжеты о жизни поэта, отдельный стенд посвящен науке в пушкинское время, а при входе вас встретит выставка редких изданий произведений Пушкина с прекрасными иллюстрациями знаменитых книжных графиков – В.А. Свитальского, А.П. Могилевского, В.А. Фаворского, Ф. Д. Константинова, Т.А. Мавриной, И.Я. Билибина, С.П. Острова. В фонде библиотеки сохранились издания 1920-1940-х гг., в том числе ставшее библиографической редкостью Собрание сочинений А.С. Пушкина, подготовленное Академией наук СССР в 1928-1929 годах – оно было передано из книжного политехникума в библиотеку Московского механического института боеприпасов. Есть на выставке и книги из личной коллекции Игоря Голутвина – выдающегося ученого-физика, библиофила. Его книги по истории литературы и искусства недавно были подарены библиотечному фонду НИЯУ МИФИ.
Состоялась в рамках акции и интеллектуальная викторина, посвященная жизни и творчеству Пушкина. Тем студентам, кто правильно ответил на вопросы, сегодня будут вручены призы. А вопросы, надо отметить, были нетривиальными. Один из самых сложных – «под впечатлением от какого изобретения Пушкин написал это стихотворение:
«О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И Опыт, сын ошибок трудных,
И Гений, парадоксов друг,
И Случай, Бог изобретатель…»?
Расскажем о нем отдельно, ведь история этого стихотворения прямо связана с историей российской науки.
Пушкин, который в последнее десятилетие своей жизни принимал активное участие в журнальной деятельности, особенно в период издания журнала «Современник», живо интересовался состоянием отечественной науки и техники. Да и вообще в 1830-х годах разговоры о науке и путях ее развития, попытки противостоять «излишней учености», «веку железному», «вреду от машин» не сходили со страниц русских общественных журналов. Поэту было не по пути с такими псевдорадетелями о науке, рассуждавшими о вреде «техницизма» и «машинизма».
Почтовая марка, посвященная П.Л. Шиллингу, выпущенная в СССР в 1982 году
В 1832 году в Санкт-Петербурге Павел Львович Шиллинг – известный русский ученый, этнограф, физик, криптограф, изобретатель, автор первого в истории человечества метода подрыва мины по электрическому проводу – впервые продемонстрировал свой электромагнитный телеграф. Есть основания полагать, что Пушкин, знакомый с Шиллингом к этому времени уже лет пятнадцать, мог присутствовать при этом событии. По крайней мере, точно известно, что поэт даже собирался вместе с Шиллингом в экспедицию в Сибирь, на границу с Китаем, а значит – был в курсе его научных работ. Шиллинг был человеком энциклопедических знаний и разносторонних интересов, современники даже называли его «новый Калиостро». Сблизился поэт с ним после окончания Лицея. Кроме Пушкина Шиллинг приятельствовал с Батюшковым, Жуковским, Тургеневым, Вяземским – то есть со всем пушкинским кругом. Между прочим, вместе с Шиллингом Пушкин плавал на пароходе в Кронштадт (да-да, Пушкин – на пароходе!), и в альбоме сестер Ушаковых даже нарисовал портрет приятеля, весьма удачно передав образ тучного, но очень веселого человека с энергичным и умным лицом. С изобретением Шиллинга Пушкин был знаком еще раньше, так как испытывать свой электротехнический телеграф ученый начал в 1828 году.
Электромагнитный телеграф
Итак, 9 октября 1832 года Павел Шиллинг в своей пятикомнатной квартире на Марсовом поле впервые показал свой аппарат публике. Передатчик был установлен в одной крайней комнате квартиры, а приемник – в другой, и по «проволоке и цепям», как вспоминает современник, была передана первая в мире телеграмма, состоявшая из десятка слов. Шиллинг моментально и верно принял ее лично. Почти ежедневно ученый приглашал к себе на квартиру людей разных сословий, чтобы показать свое изобретение, и каждый раз по телеграфу сообщались те новости, которые выбирали посетители. Демонстрации имели такой успех, что продлились до рождественских праздников.
Пушкин, задумывавший тогда газету «Дневник», где должны были печататься новости, в том числе и из мира науки и техники, активно искал сотрудников в нее, и конечно, такое событие, о котором говорил весь Петербург, не могло пройти мимо внимания поэта. Стихотворение Пушкина «О сколько нам открытий чудных…» датируется 1829 годом, скорее всего оно и написано под впечатлением от электротехнических опытов Шиллинга. По словам С.И. Вавилова, этот незавершенный и «гениальный по своей глубине» отрывок «свидетельствует о проникновенном понимании Пушкиным методов научного творчества» – поэт размышляет здесь о науке вообще, об условиях, определяющих успех научной мысли, о роли закономерности и случайности в работе ученого.
Анатолий Иткин. «Юный Пушкин в садах Лицея». 1966 г.
В массовом сознании, то есть по прохождению школьного курса литературы, тема «Пушкин и наука» почти не заметна. Образ беззаботного лицеиста, «гуляки праздного», читавшего охотно Апулея, но не Цицерона – вот что нам привычно. Известна история, как Пушкина вызвал к доске учитель математики: «Чему равен икс?» Пушкин долго думал и ответил: «Нулю». «У вас, Пушкин, в моем классе все заканчивается нулем, идите на место и пишите свои стихи!» – сказал учитель. И действительно, самые плохие оценки в лицее у будущего поэта были по физике, математике и военному делу. А образы ученых, возникавшие в его тогдашних стихах, получались карикатурными. Какой-нибудь «профессор Геттингена, на старой кафедре согнувшийся дугой» представал в его изображении забавным чудаком. Не будем, однако, забывать, что лицеистов готовили не к научной стезе (хотя образование в Лицее практически приравнивалось к университетскому), а к государственной деятельности, поэтому гуманитарная направленность такого образования давала о себе знать: математика и физика не давались многим его товарищам.
Табель с оценками лицеистов, Пушкин – четвертый снизу
Но отношение к науке и учености у Пушкина менялось с возрастом, и причем довольно быстро – «наше всё» был человеком острого, наблюдательного ума, художественной добросовестности и правдивости. И уже в 1825 году, то есть через 8 лет после окончания лицея, поэт пишет историческую драму «Борис Годунов», где есть такие строки:
«Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни…»
Пушкину в то время 26 лет! Возможно, главную роль в таком глубоком понимании значения науки для человека здесь сыграло основное правило обучения в Лицее, состоявшее в том, чтобы «не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». Но без своего пытливого ума это правило вряд ли сработает, для «ленивого и нелюбопытного» человека оно бесполезно. И в этом смысле (да и не только в этом) Пушкин, как говорил Андрей Платонов, конечно, «наш товарищ». Добрый товарищ для всех студентов – не будем ленивы и нелюбопытны, будем как Пушкин! Заходите в библиотеку!