Анна Жукулова закончила НИЯУ МИФИ в 2020 году по направлению «Прикладная математика и информатика», затем магистратуру РГУ им. А.Н. Косыгина по «Дизайну среды» и… вернулась в родной университет, чтобы вести здесь курс «Введение в промышленный дизайн». Пресс-служба вуза расспросила молодого преподавателя, что это за предмет и зачем он нужен инженеру-исследователю.
Анна Жукулова
- Анна, по образованию вы инженер-математик, а по профессии дизайнер-график – когда две линии переплелись в судьбе?
- Еще в начале учебы в МИФИ я самостоятельно занималась графическим дизайном, закончила курсы по нему и стала помогать различным нашим подразделениям с логотипами, брендингом, версткой, графикой, айдентикой: сначала сделала логотип для кафедры Прикладной математики и сайт «Мы зажигаем свои звезды», затем сайт «Инженерному подкасту», логотип для Института фундаментальным проблем социо-гуманитарных наук, логотип для Центра инженерного творчества и т.д. Работала в ИЗО-Центре МИФИ. Мне было так интересно заниматься графическим дизайном, что я подумывала бросить математику совсем. Но все-таки не бросила, а в магистратуру уже пошла по дизайну – в РГУ им. А.Н. Косыгина, где заведующая кафедрой, узнав, что я закончила МИФИ, сразу предложила быть моим научным руководителем, сейчас я уже аспирантка первого курса у нее. А в МИФИ с сентября этого года веду на 1 и 2 курсах «Промдизайн».
Примеры сайтов и логотипов, разработанных Анной Жукуловой для НИЯУ МИФИ
- Что самое главное должны понять ваши студенты – инженеры, физики, информатики – в этом предмете?
- Я пытаюсь им объяснить, что инженер, владеющий навыками промдизайна, гораздо более конкурентоспособен на рынке труда, так как он создает более удобные вещи (а не просто «ящики с тумблерами»). Поэтому нужно учиться немного иначе смотреть на вещи, не только с помощью логики – как обычно смотрит инженер: он проектирует для воображаемых людей, а нужно – для живых. Важно изучать и психологию поведения людей, и эргономику пространства вокруг них, и то, как они взаимодействуют с предметами, стараться предугадать, в чем они могут ошибаться.
- Известно правило, что если вам надо спроектировать асфальтовые дорожки в парке – посмотрите для начала, где люди протоптали тропинки.
- Конечно! Первыми промышленными дизайнерами были архитекторы – они знали своих заказчиков и продумывали мебель для проектируемых помещений, дверные ручки и т.д. Вот, например, всем известный испанский архитектор Антонио Гауди делал очень эргономичные предметы домашнего обихода так – сажал строительных рабочих в глину, фиксировал отпечаток «пятой точки» и проектировал стул так, чтобы он повторял форму тела…
Та самая мебель Антони Гауди
Общие принципы промышленного дизайна сформулировал в 1960-х гг. Дитер Рамс, дизайнер компании бытовой техники Braun: функциональность, эстетичность, умеренность, экологичность, долговечность, эргономичность, продуманность. И, что очень важно, честность – надо создавать действительно полезные «честные» предметы, не вводящие в заблуждения человека ради продаж. Кстати, со студентами мы часто спорим в этом пункте – где граница честности и маркетинга? Я направляю этот спор в практическое русло – разрешаю им сдать зачет в виде проекта собственного изделия промышленного дизайна: предметов бытовой техники, столовых приборов, посуды. Им нужно предложить изделие, которое решало бы какую-нибудь проблему, устраняло в предмете то, что нас раздражает. Допустим, мы не хотим, чтобы на спинку стула вешали одежду – как убрать эту возможность у вещи или, наоборот, какую-то возможность добавить?
- Что можно добавить, скажем, к тарелке?
- Хороший вопрос. Можно попробовать оптимизировать ее форму, или предложить новые материалы для нее, или упростить технологию ее создания.
- Что чаще всего удивляет наших будущих инженеров в промышленном дизайне?
- Часто слышу такой вопрос: «Разве психология имеет отношение к промдизайну?» Я рассказываю, почему промышленному дизайнеру необходимо изучать поведение людей. У человека, например, есть привычка повторять действие дважды – дверь не открылась, но мы все равно еще раз подергаем за ручку. Значит, дизайнер должен каким-то образом «заложить» эту поведенческую ошибку в проектируемый предмет, «предупредить» ее – например, горизонтальные опускающиеся штанги вместо ручек у дверей, ведущих наружу из помещения, однозначно диктуют их использование и спасают людей при пожаре. Стараюсь отучать ребят и от штампов в художественном восприятии: недавно они проектировали собственные шахматы – кто-то лишь немного изменил фигурки, а кто-то подал действительно оригинальные идеи. Было даже предложение сделать шахматы с «лицами» преподавателей МИФИ.
Шахматные фигуры, придуманные студентами МИФИ
- Как велика востребованность такой профессии?
- С тех пор, как в 1959 году утвердили термин «промышленный дизайн» (до этого им занимались или художники, или инженеры), интерес к этой профессии только растет. Почему? Если инженер, зная законы промдизайна, создает какой-то прибор, то он видит свою задачу по-другому – более объемно и глубоко. И значит, выдает более качественный продукт. Обычно инженер мыслит лишь о функциональности, а эстетика и удобство для него дела второстепенные. И потребитель для него – абстрактный человек, но привычки людей вполне конкретны, и их стоит учитывать. Так возникает добавленная стоимость любого предмета – не только функция, но и удобство, и красота. Это отдельная область знания – психология дизайна, и для разных сфер она будет разной: в промышленном дизайне важны поведенческие привычки людей, а в графическом – восприятие, законы работы глаза и мозга человека, интерпретация видимой информации. Всем инженерам, полагаю, полезно будет прочитать хотя бы несколько книг на эту тему: «Дизайн привычных вещей» Дональда Нормана, «Геометрия дизайна» Кимберли Элам, «О композиции» Юрия Гордона.
- Давайте для наглядности приведем примеры удачного и неудачного промышленного дизайна предметов.
- Удачный, пожалуйста: первый портативный плеер Sony Walkman, изобретенный любителями слушать музыку на улице, которым надоело таскать большие магнитофоны. Он же стал прототипом айпода. Да даже в наших квартирах есть вещи, придуманные еще в 1930-х годах, и они до сих пор удобны – мебель, лампы, например. И теперь они даже кажутся нам скорее предметами из будущего, чем из прошлого: скажем, вещи в стиле «Баухаус». Или то, что делали у нас во ВНИИТЭ – Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики. Его создали в 1962 году постановлением Совета Министров – вот на каком уровне поняли как важно «улучшать качество продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путём внедрения методов художественного конструирования»!
Такси, разработанное во ВНИИТЭ
До 60-х годов прошлого века с системным промдизайном в СССР было тяжело, больше внимания уделялось надежности, об эстетике почти не думали, так как не было конкуренции, при которой как раз «надо еще и честность соблюсти», как говорит Дитер Рамс – и иногда это значит пройти по грани. Иной раз увлечение просто конструированием скорее вредит: всем известна судьба двухколесных сигвеев – едва появившись, они быстро вышли из моды, так как оказались небезопасны для пользователей. Сейчас их догоняют электросамокаты – тоже спорная вещь, вроде функциональны для пользователя, но опасны для окружающих, в Париже их даже официально запретили.
- Что должно двигать мыслью промдизайнера? Что идет от фантазии, а что из задачи?
- Или от лени, которая, как известно, есть двигатель прогресса... Безусловно, появление новых технологий, например, сенсорного экрана, подтолкнуло многое в промышленном дизайне – в первую очередь это появление смартфонов. В любом случае, важно, чтобы инженеры уделяли бы внимание эстетической, экологической и психологической составляющей проектируемых предметов, чтобы они заботились таким образом о своих потенциальных клиентах. Даже если вы проектируете приборы – надо думать одновременно и о пользователе, и о производителе, чтобы предмет удобно было масштабировать, это должна быть общая выгода. Все, что производится, рано или поздно должно быть утилизировано, и хорошо, если мы заранее подумаем и об экологии, подберем правильные материалы, просчитаем экономику процесса их производства, использования и утилизации. Вот тогда это будет честный дизайн.
Футболки и шопер с символами МИФИ – дизайн Анны Жукуловой