16 марта руководитель Института интеллектуальных кибернетических НИЯУ МИФИ, кандидат технических наук Валентин Климов выступил в Государственной Думе России на Круглом столе «Перспективы и риски применения современных технологий с искусственным интеллектом в системе образования». Мероприятие проходило в парламентском комитете по информационной политике, информационным технологиям и связи.
В ходе мероприятия обсуждалось, как изменился образовательный процесс в связи с применением искусственного интеллекта и как будет реагировать преподавательское сообщество на появление нейросетей в образовании. В заседании Круглого стола принимали участие заместитель председатель комитета, депутат Государственной думы Андрей Свинцов, директор по развитию технологий искусственного интеллекта корпорации «Яндекс» Александр Крайнов, проректор РГГУ Павел Шкаренков и другие эксперты. Также на заседание Круглого стола был приглашен выпускник РГГУ Александр Жадан, успешно защитивший выпускную квалификационную работу, написанную с помощью нейросети ChatGPT.
В своем выступлении Валентин Климов отметил, что в обозримом будущем встроенные элементы ИИ в том или ином виде будут содержаться практически во всех более-менее сложных технических устройствах: в промышленном оборудовании, транспортных средствах, беспилотных аппаратах, в бытовой технике. Нашумевшая модель ChatGPT — это только один из первых представителей многочисленного семейства моделей, которые ещё ждут нас в будущем. По мнению руководителя ИИКС НИЯУ МИФИ, весьма вероятно, что в недалёком будущем модели ИИ смогут выполнять значительную часть черновой работы, связанной с обработкой информации, подготовкой текстов, презентаций, иллюстраций и т.п. Человеку при этом остаются функции контроля результатов и качества подготовленных ИИ черновиков, доработка их до готового продукта. Это как раз тот сценарий, который реализуется при использовании ChatGPT для написания диплома.
Эти обстоятельства, скорее всего, потребуют корректировки как целей, так и содержания образовательных программ среднего, и, в особенности, высшего образования.
«Мы считаем, что любые запреты или тотальные ограничения на использование ИИ в сфере образования в долгосрочной перспективе способно принести лишь вред системе образования, так как приведёт к консервации образовательных программ на текущем уровне знаний, не будет стимулировать преподавателей и студентов к проявлению творческой инициативы. Любые запреты в сфере информационных технологий достаточно легко обходимы, и их будут обходить хотя бы даже из «спортивного» интереса. В то же время по примеру большинства западных университетов целесообразно принять на уровне учебных заведений «кодексы чести», в которых будут регламентированы допустимые и недопустимые приёмы использования ИИ в учебной деятельности» — заявил Валентин Климов.
Также эксперт предложил участникам Круглого стола ознакомится с тем, какие ответы на обсуждаемые вопросы дала сама система ChatGPT. Система перечислила различные возможности применения ИИ в образовании – от разработки индивидуальных образовательных траекторий до генерации учебных пособий, а также отметила, что реакция преподавателей на использование ChatGPT в учебном процессе может быть различна в зависимости от контекста и конкретных обстоятельств.